Посланник Аллаха ﷺ: «Это то, чего придерживаюсь я и мои сподвижники»
Начало искажений
Уже вслед за поколением чистых людей стали появляться люди с дурными мыслями, которые смешивались с благочестивыми мусульманами. Среди них были те, кто считал дозволенным убивать верующих. Они убили Усмана, радыяллаху анху.
Другие, следуя искаженному пониманию аятов Корана, сделали вопрос больших грехов и правления по шариату основой акыды, что привело их к обвинению в неверии таких великих сподвижников, как Али, радыяллаху анху.
Шли годы и несли с собой новые смуты. Вместе с теми, кто считал неверующими совершавших большие грехи, пришли люди, заявившие, что мусульманину совершение грехов не вредит вообще.
Также появились отрицавшие предустановление судьбы (кадар). С каждым днем земля видела все больше и больше заблуждений.
Появились люди, утверждавшие, что Всевышний Аллах чем-то обязан творениям – например, непременно должен всегда создавать для них наилучшее в любой ситуации.
Это интересно: Как происходило становление суннитского вероучения?
Одни люди начали отрицать атрибуты Всевышнего Аллаха, другие, наоборот, принялись уподоблять Господа творениям, потому что своим ограниченным умом не могли постичь смыслы аятов и хадисов.
Все эти люди придумывали искаженные толкования шариатских текстов, чтобы оправдать свои заблуждения. Они обвиняли одних сподвижников в грехах и новшествах, а других возвеличивали чрезмерно. Были также те, кто поднимал тех или иных ученых чуть ли не на степень пророков.
Вследствие всех этих смут многие мусульмане отошли от убеждений, переданных Всевышним Аллахом через Своего Пророка, салляллаху алейхи ва саллям. Они оставили за бортом убеждения сподвижников, о которых Господь миров сказал:
فَإِنْ آمَنُوا بِمِثْلِ مَا آمَنتُم بِهِ فَقَدِ اهْتَدَوا
«И если они (неверующие) уверуют в то, во что уверовали вы (о Пророк и сподвижники), тогда они окажутся на верном пути» (Коран, 2:137).
Отойдя от истинной акыды, следуя своим страстям, они принесли в религию Аллаха много новшеств.
Но всегда в истории ислама сохранялась группа, которая не отошла от истинной акыды – убеждений Пророка и сподвижников. Они сохранили их без искажений и не шли ни на какие компромиссы.
Чтобы выделиться из огромной массы заблудших течений, они стали называть себя ахлю сунна валь-джама`а. Но это не просто одно из течений в исламе – это и есть сам ислам.
Просто потому, что «мусульманами» себя называли многие заблудшие секты, уже в эпоху таби`инов (учеников сподвижников) понадобилось выделить убеждения Пророка ﷺ и сподвижников. Для этого и было введено понятие «ахлю сунна валь-джама`а».
Основа этого понятия – в известном хадисе Пророка ﷺ про 73 течения. В конце его сказано: «И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, чего придерживаюсь я и мои сподвижники».
То, чего придерживался Пророк – это сунна. А «джама`а» – община – это убеждения сподвижников, их праведных учеников и всех, кто последовал за ними, неукоснительно держась истины, вплоть до Судного дня.
Сегодня наша задача – твердо стоять на пути сподвижников и ранних ученых, изучив и приняв их убеждения. А все новые идеи, которые привносятся в Ислам, мы должны взвешивать на весах истинной акыды.
Вспомни, читатель, о собственной слабости. О хрупкости человеческого ума и тела. О своих грехах. Мы ничего на деле не контролируем, мы непостоянны и забывчивы. Повсюду нас подстерегают опасности разного свойства, от которых можно спастись лишь благодаря милости и помощи от Аллаха.
Одна из самых страшных угроз в нашей жизни – это неправильные убеждения. Если земные опасности (бедность, голод, болезни и т.п.) могут в худшем случае лишить человека жизни, то неправильные убеждения могут обречь его на невыносимые муки в вечности.
И наивысшее счастье – предстать в Судный день перед Господом миров с правильными убеждениями, благими делами и чистым сердцем.
Важно знать: Акыда: что это такое?
Ограниченных человеческих ресурсов не хватает на все. Из океана информации выбирай самое полезное – что нужно тебе в твоих земных делах и что принесет тебе пользу в Судный день.
Из источников знаний следует черпать умеренно и постепенно. Из акыды изучи сначала то, что делает тебя мусульманином, после – что укрепляет твою веру, делая ее осознанной и дает возможность противостоять заблуждениям.
Если хочешь идти в изучении акыды дальше – убедись, что это твое призвание.
Не углубляйся в ильм аль-калям (рациональное богословие), если ты не студент, изучающий шариат, и не испытываешь склонности к рациональным наукам.
Из книги «Исламская акыда»