Попрошайничество – дорога в Ад?
Фото: panitanphoto / shutterstock.com/ru.
Человеку не положено заниматься попрошайничеством. Просить милостыню – это самый последний способ заработать. Если у человека имеется пища на одну ночь или же чтобы покушать утром и вечером, то он не должен просить подаяния.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто станет просить милостыню, не имея особой нужды, тот окажется просящим усиления огня Ада» (Шаукани «Найлюль-автар», 4/159).
В другом хадисе сказано: «Просьба о подаянии того, у кого имеется пропитание на один день и на одну ночь, является просьбой об усилении адского огня».
У кого есть пропитание на один день, тому непозволительно побираться в тот день. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «У кого нет пропитания на один день, тот может просить подаяния, так как оказался в тяжелом положении» («Сунан» Абу Дауда).
Какая садака ценится больше всего?
Таким образом, оказавшиеся в трудном положении бедные люди просят садака, но не накапливают собранное подаянием. Кто по своему положению может получать закят, те могут попросить из закята столько, чтобы хватило на год на пропитание и одежду себе и своей семье. Этот закят дается один раз в год («Шарх аль-Масабих»).
Те, у кого есть сила и здоровье, руки-ноги на месте, и кто в состоянии работать, те не могут просить подаяния. Если кто-то, несмотря на крайнюю нужду, не захочет показывать людям свое тяжелое положение и попросит у Аллаха, то Аллах откроет этому рабу дозволенные пути, чтобы добыть пропитание на год. В хадисе сказано: «Если человек, находящийся в голоде и нужде, скрывая свое состояние, не откроет его ни перед кем, кроме Аллаха, то Аллах откроет перед ним двери к годовому уделу из дозволенного».
Кто потерял имущество в результате какого-либо бедствия, у того есть право просить подаяние. Также разрешено просить подаяние тем нищим, которым нечего есть и пить, нечего одеть, негде ночевать и нечем укрыться.
Фото: Valeriya Popova 22 / shutterstock.com/ru.
Человек может сообщить о своих нуждах государственным служащим, или кому-то из праведников, или знатокам Корана, или же богатым людям, обладающим благосклонностью. Не все богатые люди одинаковы. Есть и скупые богачи. Есть дающие от чистого сердца, и есть попрекающие за просьбу о подаянии. Тем людям, которые подают без всяких попреков, нужно объяснить свое положение. Нужно брать то, что было подано щедрыми людьми, не дожидаясь просьбы о подаянии.
Хаким ибн Хизам (р.а.) поведал: «Я попросил у Посланника Аллаха ﷺ, и он отдал. Я снова попросил, он снова отдал. Я попросил еще раз, и он сказал мне: «О Хаким! Эти плоды свежие и вкусные. Кто возьмет их, довольствуясь малым, тому они принесут счастье и изобилие. А кто возьмет их в ненасытном состоянии, тот не увидит от них добра и благодати. Он станет подобным человеку, который всё ест и не может насытиться. Рука, находящаяся сверху, лучше той руки, которая находится снизу» («Ат-Таргиб» и «Мишкат»; «Сунан» Абу Дауда, Закят, 28; ат-Тирмизи, Зухд, 32, Кыямат, 39).
После этого Хаким ибн Хизам промолвил:
– О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, пославшим тебя истинным пророком, после тебя я ничего не стану просить ни у кого!»
Хаким ибн Хизам сдержал свое слово и больше ни у кого ничего не просил.
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»