С точки зрения ислама: прием пищи – это акт поклонения?
Праведные предшественники очень внимательно относились к вопросам питания, соблюдали осторожность, чтобы избежать путей, ведущих к хараму. Еда должна быть халяль, чистой и достаточной для человека – таковы фарды питания. Чтобы еда была халяль, она должна быть добыта в соответствии с сунной и благочестием (таква). Её нужно зарабатывать разрешенными Шари‘атом способами.
Ибн Ширин (р.а.) однажды купил сорок сосудов с маслом. Когда сосуды с маслом принесли домой, слуга вынул мышь из одного сосуда, но не запомнил из какого именно. После этого Ибн Ширин, поступая в соответствии с богобоязненностью, вылил всё масло.
Коран и банан: в связи с чем этот фрукт был упомянут в Книге Аллаха?
Некоторые же отказывались от незапрещенного, полагая, что в будущем это может стать запретным. Когда хазрати ‘Умар (р.а.) стал халифом, у него была жена. И он развелся с ней из опасения, что она попросит его купить ей что-нибудь не разрешенное Шари‘атом, и что он купит ей эту вещь из-за сильной любви к ней.
Некоторые праведники очень щепетильно поступали в данном вопросе. Для них прием пищи являлся одним из видов поклонения Аллаху. Они опасались есть такую еду, которая была бы не ради Аллаха и отдаляла бы их от поклонения Аллаху.
Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Эти люди считали харамом любую вещь, сделанную не ради Аллаха, предлагая в качестве довода следующий аят:
«Скажи: «Аллах [ниспослал все эти священные писания]», – а затем оставь их забавляться с их ложными соображениями» (Аль-Ан‘ам, 91).
Зиннун аль-Мисри рахимахуллахи лежал голодным в тюрьме. Одна праведная женщина послала к нему служанку с едой. Однако он не стал есть присланную еду и объяснил причину своего отказа: «Я не стану есть пищу из рук тирана». Тем самым он хотел сказать, что эта еда, которая должна придать ему силы, поступила к нему не дозволенным и не благим путем.
Некоторые из них не пекли хлеб в печи, чтобы не воспользоваться оставшимся жаром от дров, приобретенных недозволенным путем. Нужно всеми силами стараться принимать только халяль и чистую пищу, используя для этого весь свой разум.
Знания о еде и питье предшествуют знаниям об ‘ибадатах, поскольку поклонение осуществляется благодаря еде и питью. Точно так же, как соблюдать пост или читать намаз можно только предварительно совершив тахарат.
Повествуется, что один человек пришел к Ибн Сирину рахимахуллахи и попросил его:
– Научи меня, как совершать поклонение.
Ибн Сирин рахимахуллахи спросил у него:
– Как ты ешь?
– Ем, пока не буду сыт, – ответил человек.
Ибн Сирин рахимахуллахи сердито сказал:
– Ты ешь как животное. Пойди, сперва научись есть, потом будешь учиться совершению ‘ибадата.
Фото: elements.envato.com.
Автор: Islam Today