Что значит аят: «Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными»?
Всевышний Аллах, предписывая быть смиренными сердцем в намазе, говорит в Благородном Коране:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
«…и [полноценно] совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Та Ха, 14).
وَلَا تَكُن مِّنَ الْغَافِلِينَ
«…И не будь из беспечных [кто забывает о намазе и поминании Аллаха]» (Аль-А‘раф, 205).
لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ
«…Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать [смысл того], что говорите…» (Ан-Ниса, 43).
Разъясняя смысл этого аята, некоторые из ученых предполагали, что под понятием «быть пьяными» подразумевалось «быть пьяными от этого мира», «когда любовь к мирскому затмевает разум».
Вахб ибн Мунаббих (ученый из Йемена, ум. в 116 г.х.) говорил: «Этот аят содержит в себе скрытый смысл, таким образом, в аяте указывается не только на опьяняющие напитки, но говорится и об опьянении мирским. Так как Всевышний Аллах говорит далее в этом аяте: «…пока не станете понимать [смысл того], что говорите…».
Ведь есть столько людей, совершающих намаз и не употребляющих спиртные напитки, но понятия не имеющих о том, что они читают в намазе. О таких можно сказать, что мирское затмило их разум так же, как и спиртное».
В одном из хадисов сказано: «Тому, кто совершит два ракаата намаза с полным смирением, не впуская в свое сознание ни одной мысли о мирском, простятся все его прошлые грехи» (Ибн Абу Шейба).
Из книги «Ихья ‘улюм ад-дин» имама аль-Газали