Что делать, если на работе не отпускают на пятничный намаз?
Вопрос от Дениса: Что делать, если на работе не отпускают на пятничный намаз?
Ответ: Это очень важный вопрос, являющийся для многих проблемой.
В этом вопросе каждый человек должен поступать в соответствии со своей богобоязненностью и щепетильностью, и может принимать или не принимать во внимание возникающие трудности.
Мы бы очень хотели, чтобы работодатели осознавали, что права Аллаха превыше прав рабов. И помнили о той ответственности, которая их ждет, если они будут препятствовать выполнению рабами их обязанностей перед Аллахом.
Это совсем не сложно и не несет каких-либо материальных затрат. Наоборот, отдача работников, чьи сердца сумел завоевать работодатель, только возрастет, и они сполна восполнят трудом время, потраченное на совершение поклонения. Таким образом, будут соблюдены и права Аллаха, и права Его рабов. Благодаря этому возрастет баракят, и жизнь наполнится спокойствием.
Что же будет, если работодатель не проявит должного понимания в этом вопросе и будет чинить препятствия в выполнении людьми их права на поклонение?
Аллах нашлет беды на такого человека и лишит его рассудка. Если такой человек вовремя опомнится и перестанет препятствовать поклонению своих работников, то он будет избавлен от ответственности. Если же такого человека в мирской жизни не постигнут наказания, то он будет наказан в ахыра. А это будет еще ужаснее.
Другим важным моментом является следующее: если человек под предлогом совершения поклонения старается избежать работы, сокращая ее время, то он будет нести не меньшую ответственность, чем тот, кто препятствует совершению поклонения.
Также следует напомнить, что тот, кто в силу серьезных причин не может совершать пятничную молитву, не будет нести за это ответственности. Например, дежурные врачи; солдаты; учащиеся, сдающие экзамены; водители, выполняющие междугородние перевозки. Вместо пятничного намаза эти люди должны совершить полуденный намаз.
Если взглянуть на этот вопрос с точки зрения сегодняшних условий жизни, то можно сказать следующее:
В этом вопросе нет места такой позиции, как «все или ничего». То есть позиция «или я буду выполнять все предписания религии, или не буду выполнять их вообще» является глубоко ошибочной.
В наше время следует рассуждать следующим образом: на своем рабочем месте я буду стараться выполнять те религиозные предписания и обязанности, которые смогу выполнить, прикладывая к этому все необходимые усилия и используя любую возможность для этого.
В противном случае возникает опасность впасть в отчаяние, считая, что в современных условиях невозможно выполнять предписания ислама. Тогда как выполнение всех предписаний ислама возможно даже в самых трудных условиях. Несомненно, что путь для выполнения предписаний ислама никогда не будет закрыт полностью, если где-то этот путь будет закрыт, то обязательно откроются другие пути для этого. Если у человека будет намерение продолжать следовать по этому пути, то он обязательно найдет выход из этого положения, не разрывая связи с обществом. Если человек никак не может совершать намаза на работе, то, как минимум при первой же возможности следует возмещать долги по этим намазам.
Islam-Today