Почему важно скрывать свои грехи?
Пророк ﷺ говорил: «Все члены моей общины будут избавлены (прощены), за исключением заявляющих о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний скрыл его грех, а утром он сам говорит: «О, такой-то! Я совершил грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает его». (Бухари, 6069; Муслим, 2990)
Этот хадис внушает любому верующему великую надежду быть прощённым Всевышним Джалля Джалялуху. Человек создан слабым, изменчивым и ошибающимся. Поэтому он всегда нуждается в нисхождении. Однако, условием для его получения является осознание этой нужды самим рабом, что проявляется в его поведении и внутреннем состоянии. Иное же — из беспечности и гордыни.
Бывает так, что верующий рассказывает о своих грехах, как бы оправдываясь за свою слабость. Например, говорит: «Ах, я сегодня пропустил утренний намаз. Поистине, утром тяжело вставать...» Другие отвечают, поддерживая его и подсознательно успокаиваясь сами за то, что не одиноки в своих слабостях: «Да, у меня тоже так бывает, субханАллах...» — будто это групповое признание спасёт их в День Суда. На самом же деле, это только уменьшит стыд и послужит для мягкого отношения к себе, обеспечивая леность и дальше. А вот если бы каждый скрывал свои оплошности, боясь их раскрытия, то каждый бы думал, что он один такой и стремился бы измениться, стараясь быть лучше.
В Исламе сокрытие грехов очень важно, так как несёт в себе и великую пользу в виде предотвращения их распространения в обществе. Ведь оно основывается на осознании греха (богобоязненности), чувстве стыда и страхе быть осуждённым. То есть, сохраняет здоровый нравственный фундамент, а это одно из самых необходимых начал, о котором Пророк ﷺ сказал: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества следующее: если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь» (Бухари).
Значит, человек, не испытывающий чувство стыда, словно бы не имеющий внутренних сдерживающих границ. Непристойное для него видится совершенно нормальным, будто в нём ничего плохого нет. И именно такими убеждениями руководствуется сегодня большинство людей. Как результат, общество пожинает их горькие плоды в виде распущенности, безнравственности, неуважения и прочее.
Самое печальное, что это положение поразило и верующих. Некоторые мусульмане ведут себя так, словно бы не нуждаются в милости Аллаха. Они стали считать для себя вполне нормальным раскрытие тех вещей, которые по меркам Ислама являются грехом. Дошло до того, что одни верующие стыдятся за поступки других единоверцев: их поведение, внешний вид, расточительство и чревоугодие, демонстрируемые не только в реальной жизни, но и в сетях интернета порой поражает.. В хадисе говорится: «Если будет скрывать раб недостатки другого раба в этом мире, то и Всевышний Аллах скроет его недостатки в Судный День» (Муслим, 2590). Но как быть, если верующий сам не стыдится своих грехов, обеспечивая себе тысячи свидетелей их совершения?
Когда одни верующие допускают совершение запретного публично, другие единоверцы, у которых стержень имана ещё совсем слабый, привыкают воспринимать это нормальным. Происходит искажение религиозного восприятия, что влечёт к халатному отношению к повелениям Аллаха Газза ва Джаль и исчезновению духовности. Поэтому сокрытие своих греховных слабостей, стыдясь их обличения — есть проявление усердия на пути Всевышнего в деле сохранения божественных ценностей. Стоит помнить об этом и стараться скрывать свои и чужие ошибки для личной пользы и во благо нравственности всего мусульманского общества.
Айна Замаева