Почему Пророк (мир ему) запретил мужчинам выглядеть неопрятно?
В один из дней асхаб Малик бин Надла предстал перед нашим Пророком (мир ему) в неприглядном виде. Пророк (мир ему) сказал ему: «Эй, Малик, есть ли у тебя средства?» «Да, конечно имеются», - ответил Малик. «А каков твой достаток?» - еще раз спросил Пророк. Малик сказал: «Аллах дал мне достаточно добра, у меня много верблюдов, коров, овец и других средств к существованию. У меня хороший достаток, о, Посланник Аллаха!»
После этого наш Пророк (мир ему) сказал: «Эй, Малик! Очень важно, чтобы по тебе было видно, какие блага щедро даровал тебе Аллах. Покажи своим внешним видом дарованные тебе Аллахом блага, и не будь скупым, покажи свою щедрость».
Однажды Посланник Аллаха (мир ему) сказал сахабам: «Аллах не любит тех, кто шагает по земле горделиво, Он не пустит их в свой Рай». Сахабы сказали: «О, Посланник Аллаха! Если у человека красивая одежда и обувь, то это разве показатель гордыни?»
«Нет, - сказал Посланник Аллаха. - Аллах прекрасен и любит прекрасное. Гордыня же - это возвеличивание человеком самого себя, это отрицание истины, отрицание Всевышнего Творца и презрение к людям».
Посланник Аллаха (мир ему) был примером изящества, элегантности, чистоты и опрятности. По мере своих возможностей наш Пророк надевал добротную, чистую и опрятную одежду. Своим сподвижникам и мусульманской умме он также рекомендовал носить хорошую, чистую одежду.
Аль-Бара бин Азиб сказал о нем: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был среднего роста, (у него были) широкие плечи, а его волосы доходили до мочек ушей. (Однажды) я увидел его в одежде красного цвета, и не приходилось мне видеть никого приятнее (на вид), чем Посланник Аллаха, Мухаммад Мустафа».
Ибн Аббас (р.а.) также сказал: «Посланник Аллаха был среди нас тем, кто носил самую красивую одежду».
В один из дней Посланник Аллаха (мир ему) увидел человека с растрепанными волосами и сказал про него: «Этот человек не нашел ничего, чтобы расчесать себе волосы на голове». А однажды он встретил человека в грязной одежде и промолвил: «Неужели этот человек не нашел воды, чтобы постирать свою одежду?»
А еще в один из дней, когда Пророк (мир ему) вместе с сахабами сидел в мечети, вошел человек с растрепанными волосами на голове и в грязной одежде. Наш Пророк тотчас подал ему знак, чтобы он привел себя в порядок. Тот человек вышел, расчесал волосы на голове, подправил одежду, и только потом зашел обратно в мечеть.
Посланник Аллаха (мир ему) хотел, чтобы по мере возможности люди покупали и одевали красивую, элегантную одежду. Сам он носил одежду зеленого, белого, желтого или красного цвета. Также он носил одежду, присланную ему в качестве подарка правителями других стран. Посланник Аллаха одевался в соответствии с народной традицией и климатическими условиями. То же самое он рекомендовал и своей умме.
Когда однажды наш Пророк (мир ему) сидел в мечети, вошел человек со взлохмаченной головой, со спутавшимися длинными волосами и бородой. Посланник Аллаха (мир ему) указал ему, что нужно привести в порядок свои волосы. И когда тот в другой раз пришел к мечети Пророка с расчесанными волосами и бородой, в красивой одежде, Посланник обратился к сахабам со словами: «Чем ходить с растрепанными волосами и в грязной одежде, разве не лучше иметь такой вот благопристойный вид?»
Посланник Аллаха (мир ему) был лучшим примером для нас во всем, в том числе и в вопросе одежды. Он (мир ему) не хотел видеть мусульман, сахабов в распущенном, некрасивом, неприглядном виде. Если такое случалось, он деликатно подправлял своих сподвижников. Ибн Умар передал от нашего Пророка: «Аллах в Судный день не посмотрит в лицо тому, кто возгордился, возомнил себя великим и ходит, волоча полы своей одежды».
Аллах не любит тех, кто шагает по земле, завернувшись в одеяния гордыни и тщеславия, не смотрит на них взором милосердия, Рай сделает для них харамом. «Однако богобоязненность (таква) - лучшее одеяние», - говорит наша религия. А еще было сказано: «Аллах не посмотрит на вашу внешность. Аллах смотрит на ваши сердца».
Однако вместе с тем, также необходимо быть внимательными к своему внешнему виду и одежде. «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети», - говорится в Коране. Даже тому, кто пас скотину, наш Пророк (мир ему) однажды сказал: «Нет ли у тебя дома одежды получше?»
И когда тот ответил, что есть, Посланник (мир ему) велел: «Сними эту одежду и надень другую». А когда человек переоделся, наш Пророк сказал: «Посмотри сам, разве так не стало лучше?» Когда Посланник Аллаха первый раз надевал новую одежду, всегда произносил: «Хвала Тебе, йа Рабби! Это Ты надеваешь на меня эту одежду. Сделай так, чтобы мне было суждено одевать ее для добрых дел. Защити меня от зла и от всего плохого. Ведь это Ты даровал мне ее, это Ты меня одеваешь».
Также Посланник Аллаха (мир ему) сообщил радостную весть о том, что если человек, приобретя новую одежду, старую отдает нуждающимся, то Аллах окажет ему милость и защитит его в этом мире и в ахирате. Однажды Посланник Аллаха поведал: «Один человек прошел долгий путь, волосы и одежда растрепаны. Весь покрытый пылью, он молится Аллаху, подняв руки к небу. Его еда - харам, питье - харам, одежда его - харам. Как у такого будет принята молитва?»
Наша еда, питье и одежда должны обеспечиваться из халяльных источников и использоваться халяльном способом. Поистине, Аллах будет доволен теми, кто ест, пьет и одевается, избегая излишеств и расточительства, кто на пути Аллаха делится с нищими и голодными, кормит и одевает их. Аллах обещал, что именно такие люди, помогающие бедным, отдающие им свою одежду, унаследуют землю.