Почему паломники целуют черный камень, и не является ли это идолопоклонством?
Вокруг ислама много стереотипов. Один из них связан с обрядами хаджа, а именно с обходом вокруг Каабы. Как известно, при обходе Каабы сунной является поцеловать черный камень или хотя бы дотронуться до него. К сожалению, многими несведущими в религии людьми этот обычай воспринимается как идолопоклонство. В данной статье мы попробуем развенчать мифы относительно этой прекрасной сунны.
Во-первых, необходимо уяснить, что мусульмане не поклоняются ничему сотворенному. Мусульмане поклоняются исключительно Творцу всего сущего – Всевышнему Аллаху. Черный камень – тоже сотворенная вещь, следовательно, ни один обряд или обычай, связанный с Черным камнем, не является актом поклонения ему.
Каждый мусульманин обязан, при наличии средств и физических возможностей, совершить хадж – обряд паломничества в Мекку. В Мекке находится первый в истории храм, построенный для поклонения Всевышнему Аллаху. Этот храм был воздвигнут пророками Аллаха – Ибрахимом и Исмаилом (мир им всем). Считается, что Черный камень был ниспослан из Рая и установлен в углу Каабы в качестве краеугольного камня.
Каждый мусульманин считает за счастье хотя бы прикоснуться к Черному камню во время тавафа. Прикосновения и поцелуи, как известно, не являются актом язычества. Целуя своих детей, вы не поклоняетесь им в качестве идолов.
Некоторым может показаться странным, что мусульмане относятся с такой любовью к обычному камню, но для мусульман этот камень – дарованный Аллахом подарок из Рая. Целование Черного камня – традиция, которую оставил после себя посланник Аллаха (мир ему). Сам он не предписывал мусульманам целовать Черный камень, поэтому нет ничего плохого в том, что, совершая таваф, мусульманин не поцелует камень и даже не притронется к нему.
Так, например, Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «О, да, клянусь Аллахом, но я очень хорошо знаю, что ты всего лишь камень! Просто если бы я не увидел, как Посланник Аллаха (мир ему) целует тебя, то я не поцеловал бы тебя» (Муслим).
Кроме того, христианская и иудейская традиции упоминают, что пророк Иаков (Якуб) по указанию Всевышнего Творца также воздвиг камень на том месте, на которое указал ему Создатель: «И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; и нарёк Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль. (Быт. 35:14-15).
Пророки Аллаха не совершали идолопоклонства. Язычество и идолопоклонство начинается тогда, когда люди верят, будто какой-то предмет способен причинить вред или пользу. Но мусульмане убеждены, что Черный камень, будучи сотворенной вещью, не может причинить людям ни вреда, ни пользы, на это способен лишь Всевышний Аллах.
Islam-Today