Почему намерение лучше, чем деяние?
Факих со своим иснадом передал от Зайда бин Майсара, который сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Я не принимаю слово каждого мудреца. Но Я смотрю на его намерение (ният) и желание. Если намерением и желанием этого мудреца являюсь Я, тогда его молчанье Я делаю размышлением и вспоминаю Его слова тогда, когда он не говорит».
Факих со своим иснадом передал от Ибрахима Наха'и, он сказал: «Если у человека в разговоре между словами будет гнев и если в этом гневе будет благое намерение, то Всевышний Аллах за эти слова в сердца людей вложит оправдание, так что эти люди даже скажут: «Этими словами он не хотел ничего, кроме блага».
Если человек будет говорить красивые слова без благого намерения, то эти слова Всевышний Аллах вложит в сердца людей, так что эти люди даже скажут: «Этими словами он не желал блага».
Передано от 'Ауна бин 'Абдуллы, который сказал: «Обладатели благ говорили: «Тому, кто совершит дела для ахирата, Аллах Всевышний исправит мирские дела. Тому, кто исправит свою внутреннюю сторону, Аллах Всевышний исправит внешнюю сторону. Тому, кто исправит свои отношения с Аллахом, Аллах Всевышний исправит отношения с людьми».
Хасан о тафсире слов Аллаха Та'аля: «Каждый поступает по своему намерению», - сказал: «Деяние будет действительным благодаря соответствующему намерению».
Пророк (мир ему) сказал: «Намерение верующего лучше, чем его деяние».
Обладатели знаний сказали: «Почему намерение лучше, чем деяние?». Потому что намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря».
Другие обладатели знаний сказали: «Намерение лучше, чем деяние, поскольку намерение длиннее, а деяние короче. Он намеревается совершить благое дело, но за оставшуюся жизнь у него не хватает сил совершить это деяние».
Некоторые сказали: «Потому что намерение - это деяние сердца. А сердце - это место познания Аллаха (магрифат). Место познания Аллаха лучше, чем другие места».
Пророк (мир ему) сказал: «В Судный день приведут людей, у которых будут благие дела, подобные большим горам. Глашатай крикнет: «У кого есть обида на такого-то и такого-то, пусть придет к нему и заберет его награду».
И люди придут к нему, и будут забирать его награды, так что у него и не останется наград. Этот раб останется удивленным. Его Господь скажет ему: «У тебя есть сокровище, о котором Я не известил ни ангелов, ни людей?». Человек спросит: «О, мой Господь, что это?». Всевышний Аллах скажет: «Благое намерение, Я записал его тебе больше в семьсот раз».
Сообщается, что один поклоняющийся человек из бани Исраиль проходил мимо маленькой горы, сделанной из песка. Он сказал самому себе: «О, если бы эта гора была мукой, то я бы накормил голодных бани Исраиль».
Всевышний Аллах сказал их пророку: «Скажи такому-то рабу, что, поистине, за благое намерение Аллах одарил его наградой».
Сообщается, что в Судный день приведут человека. Его тетрадь с деяниями вручат ему в правую руку. В этой тетради он увидит такие благодеяния, как хадж, умра, закят и садака. После этого он скажет самому себе: «Я не совершал ни одно из этих деяний, это не моя тетрадь».
Всевышний Аллах скажет ему: «Читай, ибо это твоя тетрадь. Ты говорил: «Если бы у меня было богатство, то я бы совершил хадж. Из твоего намерения Я узнал, что ты правдив. За каждое твое намерение Я одарил тебя наградой».
Факих сказал: «Верность намерения узнается тогда, когда человек не проявляет скупость даже в самом малом, что у него есть. Если у него не хватает денег для того, чтобы совершить хадж, и он в дороге увидит человека, который вышел для того, чтобы совершить хадж, он скажет самому себе: «Если бы у меня была возможность, то я, несомненно, совершил бы хадж. Но если я не могу совершить хадж, то пусть тогда эти два дирхема будут для того, кто направился совершить хадж».
Если он проявит скупость в самом малом что есть у него, то Всевышний Аллах знает, что если человек проявляет скупость в малом, то в большом имуществе он тоже будет проявлять скупость. И не будет награды за его намерение.
Так же будет и с заучиванием Корана. Если человек скажет: «Если бы я знал наизусть Коран, я бы читал его день и ночь», - и будет читать суры, которые выучил, Аллах Всевышний знает, что он будет читать и остальные суры, если их выучит. И Аллах Та'аля вознаградит его наградой того, кто выучил полностью весь Коран. Если этот человек не будет читать те суры, которые выучил, то Аллах Всевышний знает, что его намерение не благое».
Сахль бин Са'д передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Намерение верующего лучше, чем деяние. Деяние лицемера лучше, чем его намерение. Каждый поступает по своему намерению».
Из книги "Танбихуль гафилин"