Почему мусульмане используют лунный календарь, а не солнечный?
На протяжении многих веков люди придерживались системы последовательности дня и ночи, основанной на циклах луны, движении солнца, ритмах времен год, и использовали эти циклы для времяисчисления и, исходя из них, организовывали свою деятельность (преимущественно торговлю и сельское хозяйство).
В Коране есть упоминание об этом признаке Аллаха:
هُوَ الَّذِي جَعَلَ الشَّمْسَ ضِيَاءً وَالْقَمَرَ نُورًا وَقَدَّرَهُ مَنَازِلَ لِتَعْلَمُوا عَدَدَ السِّنِينَ وَالْحِسَابَ مَا خَلَقَ اللَّهُ ذَلِكَ إِلَّا بِالْحَقِّ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Он – Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне – свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих» (сура "Юнус", аят 5).
В наше время общепринятой всемирной системой времяисчисления является григорианский календарь, согласно которому выстраивается наша ежедневная рутинная жизнь. Наряду с этой системой, для мусульман существует та, которая выстраивает его духовную жизнь. Это – исламский календарь. Каковы истоки и история этого календаря?
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ وَقَاتِلُوا الْمُشْرِكِينَ كَافَّةً كَمَا يُقَاتِلُونَكُمْ كَافَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ
«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах – с богобоязненными» (сура "ат-Тауба", аят 36).
В доисламские времена арабы-язычники использовали солнечно-лунную календарную систему для исчисления времени. Месяцы исчислялись согласно лунному циклу, плюс добавлялись 10-11 дней к лунному календарю, чтобы сравнять его с солнечным. Тем самым доисламский арабский календарь начинался осенью каждого года.
Доисламские названия арабских месяцев соответствуют месяцам сегодняшнего исламского календаря. По мнению некоторых ученых, арабы заимствовали эту календарную систему от пророка Ибрагима (мир ему) и его сына Исмаиля (мир ему). Свидетельством тому становится тот факт, что в арабской календаре того времени также были 4 священных месяца и похожие обряды в определенные месяцы.
Однако арабы-язычники управляли месяцами в свою угоду, перенося запретные месяцы, объявляя запретными некоторые из дозволенных месяцев в торговых и политических интересах. Они позволяли себе вступать в войну в запретные месяцы и запрещали себе вести боевые действия в дозволенные месяцы.
Аллах Всевышний предоставил ясное установление относительно запретности (священные месяцы, в которые запрещены войны, конфликты и т.д.) месяцев, подобное самовольничество в исламе рассматривается как «аль-наси» (перенесение) и запрещено в Коране:
إِنَّمَا النَّسِيءُ زِيَادَةٌ فِي الْكُفْرِ يُضَلُّ بِهِ الَّذِينَ كَفَرُوا يُحِلُّونَهُ عَامًا وَيُحَرِّمُونَهُ عَامًا لِّيُوَاطِئُوا عِدَّةَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ فَيُحِلُّوا مَا حَرَّمَ اللَّهُ زُيِّنَ لَهُمْ سُوءُ أَعْمَالِهِمْ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ
«Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение. В один год они объявляют его дозволенным, а в другой год объявляют его запретным, чтобы уравнять количество месяцев, которые Аллах сделал запретными. Они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах, и их злодеяния кажутся им прекрасными. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (сура "ат-Тауба", аят 37).
Согласно ученым, арабы-язычники совершали наси двумя способами:
1. В свою угоду они объявляли священный месяц дозволенным, в котором участвовали в войнах, совершали воровство, убийства. После объявляли обычный месяц запретным, что восполнить прошедший месяц.
2. Они добавляли один месяц, чтобы сравнять лунный календарь с солнечным, чтобы обряд хаджа попадал всегда на одно и тоже время года, чтобы избежать неудобств, вызванных смещением периода хаджа.
После прихода ислама, был заимствован арабский календарь, но уже в очищенной от арабских языческих практик. Пророк Мухаммад (мир ему) в своем последней проповеди, совершенной во время хаджа, объявил о завершении смещении месяцев и принятии полностью лунного календаря без добавления месяца. С тех времен обряд хаджа (и другие даты) происходят в свое естественное время, подчиненным по воле Аллаха космическим ритмам.
Практика «наси» рассматривалась как противоречие установлению Всевышнего. Подобно тому, как посланник Аллаха (мир ему) вернул истинную священность Каабы как дома поклонения Аллаху, он (мир ему) вернул исламский календарь в лучшую свою форму, способствующую служению Господу.
الشَّمْسُ وَالْقَمَرُ بِحُسْبَانٍ
«Солнце и луна движутся согласно рассчитанному порядку» (сура "ар-Рахман", аят 5).
خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ يُكَوِّرُ اللَّيْلَ عَلَى النَّهَارِ وَيُكَوِّرُ النَّهَارَ عَلَى اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى أَلَا هُوَ الْعَزِيزُ الْغَفَّارُ
«Он сотворил небеса и землю ради истины. Он обвивает ночью день и обвивает днем ночь. Он подчинил солнце и луну. Все они движутся к назначенному сроку. Воистину, Он – Могущественный, Всепрощающий» (сура "аз-Зумар", аят 5).
Избавив лунный календарь от языческого вмешательств, посланник Аллаха (мир ему) наставляет своей умме, что мы должны полностью подчиниться воле Всевышнего, во всех аспектах, включая то, как мы организовываем свой день, месяцы и годы.
После смерти пророка Мухаммада (мир ему), в период правления халифа Умара ибн Хаттаба, был учрежден комитет по календарю для расцвета исламского халифата. Комитет избрал пятницу, 16 июля 622 года, началом лунного календаря, в котором Пророк (мир ему) совершил переселение из Мекки в Медину. Так начался календарь хиджри.
Несмотря на то, что календарь был учрежден по практическим причинам для управления делами и корреспонденцией исламского халифата, это событие стало очень значимым в установлении культурной и цивилизационной идентичности мусульман на огромных территориях. Человек мог совершить путешествие из Марокко в Индию и обнаружить, что у всех Рамадан начался в одно и то же время (плюс минус один день). Люди стекались на хадж со всего мира и прибывали в эти места в начале одного того же месяца.
Сегодня подобные явления не вызывают никакого удивления и кажутся обыденными, но во времена отсутствия спутниковых коммуникаций и телевидения это действительно было чем-то восхитительным. Более того, это была неприхотливая календарная система. Любой человек мог определить начало или конец месяца по луне и посетив местную мечеть. Не было необходимости в сложных исчислениях и использовании техники.
Согласно ежегодному исламскому циклу, год начинается с священного месяца Мухаррама и благословенных дней Ашура, затем следуют месяцы Сафар, Раби уль-ауваль, Раби ус-сани, Джумада аль-уля, Джумада аль-ахира, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шавваль, Зуль-када, Зуль-хиджа.
Так сложилось, что в нашей жизни параллельно существуют два календаря, один – для ведения ежедневной жизни, другой – для духовной стороны нашей жизни. Исламский календарь создает духовный ритм в жизни, позволяя отслеживать важнейшие исламские даты, чередуя священные и обыденные месяца. Цель священного времени подготовить нас и очистить нас, быть лучшей версией себя в другие месяцы, подобно тому, как намаз делает нас лучше во время вне намаза.
Сайда Хаят