Почему безгрешного верующего бросят в ад?
В сборнике хадисов Табарани «Му’джамиль-кабир» приводится такой риваят: «В Судный день приведут к Аллаху человека, отличавшегося безупречным поклонением и крепким вероубеждением. В своих записях ангелы не найдут у него ни единого проступка и в их понимании он однозначно будет достойным Рая. Тогда Всевышний и Знающий Господь спросит этого раба: «О, мой раб! Любил ли ты моих друзей (аулия), искал ли их общества?» Он ответит: «Нет, мой Господь. Я старался держаться от них подальше, чтобы не было фитны (смуты)». Всевышний вновь задаст ему вопрос: «Хорошо, а каково было твоё отношение к Моим врагам?» Раб ответит: «О, мой Господь! У меня не было никаких отношений ни с кем из людей, я занимался лишь поклонением Тебе». Тогда Аллах Азза ва Джалля скажет: «Тот, кто не любил тех, кого люблю Я и тот, кто не испытывал чувства неприязни к Моим врагам ни за что не будет под Моей милостью и не войдёт в Мой Рай! Бросьте его в ад!» И ангелы поволокут этого раба в ад».
Сей поучительный хадис о том, что ислам – религия, имеющая твёрдые принципы. Верующий должен хорошо знать и понимать вопросы веры, чести, совести. Различать своё и чужое, справедливость от притеснения. Зрелый мусульманин далёк от романтики, инфантильности в мышлении и поведении, ревностно относится ко всему, что имеет отношение к его вероубеждению. Ведь всё это для него священно.
Ислам поощряет периодическое уединение человека для приведения своей духовности в более возвышенное состояние путём зикров и поклонений, но не приемлет отчуждения от общества мусульман, которых, собственно, и объединил Всевышний, повелев прибывать вместе:
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь!» (Али Имран, 103).
Верующему следует воспитывать себя не только теорией ислама, но и практикой, находясь в разных ситуациях с разными людьми. Иначе как он проявит свою истинную сущность, не испытав на себе, например, тяжести терпения при гневе или великодушие относительно обидчика? Отстраняющийся от людей подобен уклоняющемуся от ответственности, тогда как Господь желает его духовного созревания внутри общества, увидеть, к чему поистине тянется его душа.
Кроме того, посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кто хочет достигнуть лучшей степени Рая, пусть находится в джамаате (обществе верующих); поистине, шайтан с одним человеком, а от двоих он отдаляется» (Тирмизи, 2254).
Что касается чувства неприязни к врагам Всевышнего, то здесь не имеется в виду личность людей, а их грехи. Например, если мусульманин увидит пьющего алкоголь, он не приемлет именно алкоголь, а не человека, употребляющего его. Ведь тот же человек может пить воду зам-зам и тогда будет очевидно, что осуждению подлежат поступки, а не люди. Или же, если неверующий станет утверждать что-то, что противоречит исламскому вероубеждению, мусульманин не сделает его из-за этого своим врагом, но абсолютно не приемлет утверждения, противоречащие религии.
Недопустимость враждовать мусульманам с людьми, основываясь лишь на совершаемых ими грехах или неверии, ясно из прописанных в шариате прав разных категорий людей. Например, нет разницы в правах соседа, будь он мусульманином, иудеем или христианином. Верующий обязан знать эти принципы, дабы не пересечь границы запретного.
Мусульманин не должен оставаться равнодушным к происходящему вокруг него злу. Как минимум, его сердце сожмётся от чувства ненависти к тому, что ненавистно его Господу. Пророк ﷺ сказал: «Тот из вас, кто увидит какое-либо зло, пусть исправит его рукой. Если на это не хватит сил, то пусть исправит его языком. Если и на это у него не хватит сил, то пусть будет против этого в своём сердце. И это является самым слабым проявлением веры» (Муслим, Иман, 78). В противном случае, его положение может стать схожим с положением человека из хадиса о безгрешном, попавшем в ад.
Таким образом, Аллах учит верующих осознанно жить жизнью, подобающей их вероубеждению, дабы они почувствовали то, что ценно не им самим, а их Господу. Ведь человек может делать что-то по причине личной симпатии, а не из-за любви к этому ради Аллаха, и ненавидеть что-то, исходя из собственной неприязни, а не ради Всевышнего. Важно различать желания нафса от желаний Господа Джалля Джалялуху. Так как истинное соблюдение религии не основывается на личных предпочтениях. Оно зиждется исключительно на заповедях, установленных Всевышним.