Первый таравих-намаз 2022: где, как и когда его читать?
Сегодня, 1 апреля, после захода солнца, во всем мусульманском мире наступит священный месяц Рамадан.
Когда следует уже читать первый таравих-намаз?
Первый таравих-намаз будет прочитан 1 апреля 2022 года после ночного намаза Иша.
Сколько рака’атов в таравих-намазе?
Таравих намаз является сунной муаккада. Единогласным мнением (иджма’) сахабов, таби’инов и 4 имамов мазхабов является то, что таравих-намаз состоит минимально из 20-ти рака’атов.
Тот, кто оставляет молитву таравих без серьёзного основания в месяц Рамадан или сокращает ее, выполняя менее 20 рака’атов – совершает действие, противоречащие единогласному мнению сахабов и осуществляет поступок, от которого следует максимально отстраниться.
Имеются хадисы, в которых говорится, что:
« أنه ﷺ مَا كَانَ يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلاَ فِي غَيْرِهِ عَلَى إِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً»
«Посланник Аллаха ﷺ в Рамадане и вне Рамадана больше одиннадцати рака’атов не читал».[1]
Однако в этом и ему подобных хадисах, по мнению мусульманских правоведов (факихов), говорится о тахаджуд намазе, а не о молитве таравих, поскольку в хадисе упоминается как Рамадан, так и другие месяцы. Тахаджуд намаз читается и в месяце Рамадан, так и вне Рамадана, а таравих же читается исключительно в месяц Рамадан.
Изначально Пророк Мухаммад ﷺ читал намаз около трех дней с джама’атом в мечети, но затем Посланник Аллаха ﷺ, остерегаясь того, что молитва таравих будет вменена в обязанность, перестал читать ее с джама’атом.
В известной книге по фикху «аль-Ихтияр» говорится: «Таравих намаз является сунной муаккада. Посланник Аллаха ﷺ совершал этот намаз в первых числах месяца Рамадан, а в следующие ночи не вышел к людям, объяснив причину этого боязнью того, что постоянность в нем, может стать причиной вменения в обязанность (став фардом) этого намаза. Праведные халифы и все верующие, начиная со времён ‘Умара (радыяллаху ‘анху) и до сегодняшнего дня, относились к этому намазу с большим вниманием и ответственностью». [2]
Намаз, который дарует вам безопасность от печалей и тревог
Таравих намаз – это сунна. Имам аль-Хасан ибн Зияд (рахматуллахи ‘алейхи) передает это мнение от имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи). Доводом являются слова Посланника Аллаха ﷺ:
«إن الله تعالى فرض عليكم صيامه وسننت لكم قيامه»
«Всевышний Аллах сделал пост фардом в этом месяце, я же сделал намаз (таравих) в нем сунной».
Рамадан для непостящихся. Самые ценные советы для тех, кто не может соблюдать пост
Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«عليكم بسنّتي وسنّة الخلفاء الراشدين من بعدي»
«Я завещаю вам держаться моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня». [3]
В книге «ад-Дурруль-мухтар» написано: «Таравих – сунна муаккада и праведные халифы и остальные сахабы, как мужчины, так и женщины, единогласны в этом. Затем имам ибн ‘Абидин (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит, что количество рака’атов этого намаза равно двадцати». [4]
أَنَّ عُمَرَ، - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ – »لَمَّا جَمَعَ النَّاسَ عَلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ، وَكَانَ يُصَلِّي لَهُمْ عِشْرِينَ رَكْعَةً
Основным доводом является то, что когда ‘Умара бин аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) собрал людей и имамом назначил ‘Убай бин К’аба, то приказал совершать именно двадцать рака’атов.
Это важно: что нужно знать о таравих-намазе
Имам Малик передает от Язида бин Румана (рахматуллахи ‘аляйхима), что люди во времена ‘Умара бин аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) читали таравих в двадцать три рака’ата. А также ‘Али (радыяллаху ‘анху) приказал совершать этот намаз в двадцать рака’атов. [5]
Такие ученые как имам Суфьян ас-Саури, Абдуллах ибн аль-Мубарак, имам аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхи) считали, что молитва таравих состоит из двадцати рака’атов. А также имам аш-Шафи’и сказал, что он застал жителей Мекки читающих, таравих намаз в двадцать рака’атов. [6]
Имам ан-Навави (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит, что таравих намаз – сунна. И читается он в двадцать рака’атов, каждый намаз - по два рака’ата. [7]
А Аллах знает лучше.
[1] См. «Сахихуль-Бухари» № 2013
[2] См. «аль-Ихтияр ли т’алилиль-мухтар» т.1 стр. 68
[3] См. «аль-Мухытуль-бурхани филь-фикхиль-Н’умани» т. 1, стр. 456
[4] См. «ад-Дурруль-мухтар» т. 2, стр. 45
[5] См. «аль-Мугни ли ибни Кудама» т. 2, стр. 123
[6] См. «Сунанут-Тирмизи» т. 2, стр. 162
[7] См. «аль-Муджм’у шархуль-мухаззаб» т. 4, стр. 31
Фото: elements.envato.com и dumrt.ru