«Отныне никто не будет обходить Каабу нагишом»: чему научила сура «Ат-Тауба»?
Сообщается, что Абу Исхак говорил: «Я слышал, как Аль-Бера говорил: «Самым последним ниспосланным аятом Корана является аят «Они спрашивают тебя (о, Мухаммад, о наследстве того, кто умер и не оставил после себя родителей или детей). Скажи: «Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков» (ан-Ниса, 176), а самой последней ниспосланной сурой является сура «ат-Тауба» (Бухари, Тафсируль-Коран, 9/1).
Передается от Ибн Кейсана, что сура «ат-Тауба» была ниспослана в Медине в девятом году хиджры в месяце Шавваль (Табери, Джамиуль-Байан, 10/42). Исходя из этого, начало суры (30 или 40 аятов) были ниспосланы в то время, когда посланник Аллаха (мир ему) вернулся из похода на Табук и намеревался совершить хадж.
Однако затем он отказался от своего намерения, принимая во внимание то, что в тот год многобожники так же приняли бы участие в хадже в соответствии со своими старыми обычаями. И тогда он назначил Абу Бакра главой делегации паломников (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/45). Подробности и детали данного риваята будут приведены позже.
Также было сказано, что, по мнению большинства, все аяты суры «ат-Тауба» были ниспосланы в Медине, и что по этому поводу нет никаких разногласий. И хотя Ибнуль-Фарас высказывал мнение о том, что два последних аята этой суры были ниспосланы в Мекке, оно не было принято. В соответствии с наиболее распространенным, два последних аята этой суры были ниспосланы в числе последних.
Некоторые говорили, что только 113-й аят, в котором говорится: «Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те – их родственники, после того, как им (верующим) стало ясно, что те – обитатели Ада (потому что умерли в неверии)», был ниспослан в Мекке в ответ на слова посланника Аллаха (мир ему) сказавшего своему дяде Абу Талибу: «Я буду просить за тебя прощение у Аллаха, если мне не будет запрещено это». (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/40).
Что же касается того, какой из аятов этой суры был ниспослан первым, то по данному вопросу имеются разногласия. Муджахид говорил, что первым был ниспослан 25-й аят, Абуд-Духа и Абу Малик говорили, что первым был ниспослан 41-й аят, а Мукатиль говорил, что первым был ниспослан 41-й аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/388-389).
بَرَاءةٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ
فَسِيحُواْ فِي الأَرْضِ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَاعْلَمُواْ أَنَّكُمْ غَيْرُ مُعْجِزِي اللّهِ وَأَنَّ اللّهَ مُخْزِي الْكَافِرِينَ
«Аллах и Его Посланник свободны от (любых) договоров, которые вы заключили с язычниками. Так что (спокойно) путешествуйте по земле в течение четырех месяцев (и первый месяц из них – Шавваль, а после этого не будет для вас безопасности). Но знайте, что вам (язычникам) не убежать от (наказания) Аллаха, и что Аллах унизит неверующих (в этом мире уничтожит, а в вечной жизни – накажет в Аду)» (Ат-Тауба, аяты 1-2).
Исходя из риваята, в котором сообщается, что сура «ат-Тауба» была ниспослана в девятом году месяца Шавваль, срок действия отсрочки для многобожников начал действовать с месяца Шавваль, и этот срок заканчивался с окончанием запретных месяцев.
В риваяте, переданном от Анаса ибн Малика (р.а.), сообщается: «Посланник Аллаха (мир ему) отправил Абу Бакра с тем, чтобы он донес до людей Бара`а. Затем он позвал Абу Бакра к себе и сказал: «Это должен донести до людей человек из моей семьи», после чего он позвал к себе Али и возложил на него эту обязанность (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/5, хадис №: 3090).
В сущности, в месяце Шавваль девятого года хиджры была ниспослана не вся сура, а лишь начальная её часть (порядка сорока аятов). В тот год в сезон хаджа Абу Бакр был назначен эмиром делегации паломников, а вместе с ним был отправлен и Али, чтобы объявить людям сообщение, содержавшееся в первых 30 или, в соответствии с наиболее распространённым мнением, первых 40 аятах этой суры.
В соответствии с риваятом, переданным Мухаммадом ибн Ка`бом аль-Курази и другими, в девятом году хиджры посланник Аллаха (мир ему) назначил Абу Бакра эмиром хаджа, а вслед за ними он отправил Али с тридцатью или сорока аятами суры «аль-Бараа» («ат-Тауба»), который в день Арафа прочитал эти аяты и сообщил многобожникам о том, что они могут свободно перемещаться ещё четыре месяца. В соответствии с этим, срок, отпущенный многобожникам, равнялся двадцати оставшимся дням месяца Зульхиджа, месяцам Мухаррам, Сафар, Рабиульавваль и десяти дням месяца Рабиульахир. Кроме того, Али обошёл каждый дом, где жили многобожники, и каждому сообщил, что на следующий год ни одному многобожнику не будет позволено совершать хадж и совершать таваф нагишом (Табери, Джамиуль-Байан, 10/44).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, эта история, без упоминания того, что она стала причиной ниспослания аятов, рассказывается следующим образом: посланник Аллаха (мир ему) отправил Абу Бакра (в качестве эмира хаджа) и приказал ему огласить людям эти слова (ниспосланные аяты суры «ат-Тауба»). Затем следом за ними он отправил Али.
В пути Абу Бакр услышал голос верблюдицы посланника Аллаха (мир ему) по кличке Касва (в другом риваяте Адба). Он посмотрел и увидел, что это едет Али. Абу Бакр спросил у него: «Ты приехал как руководитель (эмир) или как подчиненный (мамур)?». Али ответил: «Я прибыл как подчиненный», а затем передал Абу Бакру письмо от посланника Аллаха (мир ему).
В письме говорилось, что эти слова должен донести до людей Али. Они вместе продолжили путь, совершили хадж, а затем в один из дней ташрик Али встал и, обратившись к людям, сказал: «Аллах и Его посланник не причастны к многобожникам и к заключенным с ними соглашениям. Перемещайтесь свободно по земле в течении четырех месяцев. После этого года никому из многобожников не будет позволено совершать хадж, а также совершать таваф в обнаженном виде. В Рай войдут только верующие». Али снова и снова повторял это, а когда он уставал, то тогда вставал Абу Бакр и повторял эти слова (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/6, хадис №: 3091; Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 4/190-191).
В риваяте, переданном от Зейда ибн Усейга, упоминаются дополнительные подробности, а именно: в девятом году хиджры на Али была возложена обязанность во время хаджа объявить людям о четырех вещах. О чем сам Али говорил: «Мне было приказано оповестить людей о четырех вещах: отныне никто не будет совершать таваф нагишом; если у кого-то имеются соглашения с посланником Аллаха (мир ему), то они действуют пока не закончится срок этих соглашений; тем, у кого нет соглашений с посланником Аллаха (мир ему), то им предоставляется отсрочка на четыре месяца; после этого года многобожники не будут совершать хадж вместе с мусульманами». Данный риваят является хасан хадисом, и об этом же говорится в одном риваяте, переданном от Абу Хурайры (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/7, 8, хадис №: 3092).
В риваяте, переданном от Абус-Сахба аль-Бакри, сообщается, что он говорил: «Я спросил у Али ибн Абу Талиба о дне «великого хаджа». Он сказал мне: «Посланник Аллаха (мир ему) отправил Абу Бакра (в качестве эмира хаджа), чтобы он провел с людьми хадж. Вместе с Абу Бакром он отправил и меня с сорока аятами суры Бараа (чтобы я огласил эти сорок аятов людям). Абу Бакр взошел на Арафат и прочел людям хутбу, а затем после худбы сказал мне: «О, Али! Встань и огласи людям послание посланника Аллаха». Я встал и прочел людям, находившимся на Арафате сорок аятов суры «Бараа» (ат-Тауба).
Затем мы покинули Арафат и спустились в Мину. Я бросил камни в шайтанов и совершил жертвоприношение, побрил голову, и там я понял, что не все люди присутствовали во время хутбы Абу Бакра. Тогда я стал обходить все шатры и в каждом из них читать эти сорок аятов суры Бараа (Табери, Джамиуль-Байан, 10/49).
Имам Ахмад в своем Муснаде приводит риваят, в котором сообщается, что Али говорил: «Когда посланнику Аллаха (мир ему) были ниспосланы десять аятов суры Бараа (ат-Тауба) он позвал к себе Абу Бакра и отправил его прочесть эти аяты жителям Мекки. Затем посланник Аллаха (мир ему) позвал меня к себе и сказал: «Догони Абу Бакра, и где бы ты его не догнал, забери у него письмо и доставив его в Мекку, прочти это письмо ее жителям».
Я догнал Абу Бакра в Джухфе и забрал у него письмо. Абу Бакр вернулся к посланнику Аллаха (мир ему) и сказал: «О, посланник Аллаха! По поводу меня было ниспослано откровение?». Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Нет. Но ко мне пришел Джибриль и сказал: «Эту обязанность должен выполнить либо ты сам, либо кто-то из твоей семьи» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/151).
Из данного риваята следует, что как будто бы, когда были ниспосланы первые десять аятов суры ат-Тауба, посланник Аллаха (мир ему) отправил с ними Абу Бакра в Мекку еще до того, как Абу Бакр был назначен эмиром хаджа, чтобы он прочел эти аяты мекканцам, а затем вернул его обратно из Джухфы. Однако наиболее правильным является риваят, в соответствии с которым первые аяты суры ат-Тауба, в которых говорится о предоставлении отсрочки многобожникам, были зачитаны людям и в особенности многобожникам в Мекке во время великого хаджа, когда Абу Бакр был назначен эмиром хаджа.
И хотя в некоторых из этих риваятов (и в особенности в последнем риваяте, приведенным в муснаде) упоминается такая деталь, как слова посланника Аллаха (мир ему) сказавшего: «Это должен донести до людей человек из моей семьи», из риваята переданного Бухари от Абу Хурайры и Тирмизи от Ибн Аббаса (Бухари, Тафсируль-Коран, 9/2; Тирмизи, Тафсируль-Коран, 9/6, хадис №: 3091), следует, что в год великого хаджа посланник Аллаха (мир ему) приказал довести до сведения людей эти четыре момента не только Али, но и Абу Бакру и еще нескольким глашатаям, назначенным им. В этом риваяте Абу Хурайра говорит: «Я был одним из глашатаев, которых Абу Бакр назначил для того, чтобы мы в Мине громким голосом объявляли людям: «После этого года ни одному многобожнику не будет позволено совершать хадж, а также совершать таваф в обнажённом виде» (Бухари, Тафсируль-Коран, 9/2.)
وَإِن نَّكَثُواْ أَيْمَانَهُم مِّن بَعْدِ عَهْدِهِمْ وَطَعَنُواْ فِي دِينِكُمْ فَقَاتِلُواْ أَئِمَّةَ الْكُفْرِ إِنَّهُمْ لاَ أَيْمَانَ لَهُمْ لَعَلَّهُمْ يَنتَهُونَ
«А если они нарушат клятвы (договоры) после заключения и станут нападать на вашу религию (ругать её), то сражайтесь с предводителями неверия! Нет для них клятв! Может быть, тогда они прекратят (бороться с исламом)» (Ат-Тауба, 12).
Ибн Аббас говорил, что данный аят был ниспослан в отношении Абу Суфьяна ибн Харба, Аль-Хариса ибн Хишама, Сухайля ибн Амра, Икримы ибн Абу Джахля и других лидеров курайшитов, которые нарушили заключенные с посланником Аллаха (мир ему) соглашения и которые старались изгнать его из Мекки, а затем оказали помощь племени Бану Бакр против племени Хузаа, у которого с посланником Аллаха (мир ему) был заключен договор (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 168; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/404).
В риваяте, переданном от Катады, дополнительно упоминаются имена Абу Джахля ибн Хишама, Умаййи ибн Халефа и Утбы ибн Рабиа. (Табери, Джамиуль-Байан, 10/62).
Однако имам Куртуби считал маловероятным, что данный аят был ниспослан в отношении лиц, упомянутых в вышеприведенных риваятах, так как в то время, когда был ниспослан этот аят, силы курайшитов были сломлены, многие из них приняли ислам, а те, кто не принял ислам, были вынуждены заключить с посланником Аллаха (мир ему) мирное соглашение.
В подтверждение этого имам Куртуби приводит риваят, переданный от Кельби, в котором говорится, что в Худайбиййе посланник Аллаха (мир ему) заключил с мекканцами соглашение, по условиям которого в тот год мусульмане не войдут в Мекку. Спустя какое-то время между племенем Хузаа, у которого было соглашение с посланником Аллаха (мир ему) о гарантиях безопасности, и племенем Бану Бакр, у которого имелось аналогичное соглашение с курайшитами, началась война, во время которой курайшиты оказывали племени Бану Бакр помощь оружием и продовольствием. И тогда племя Хузаа обратилось за помощью к посланнику Аллаха (мир ему). В связи с этим и был ниспослан этот аят, в котором посланнику Аллаха (мир ему) было приказано оказать помощь тем, кто находится под его гарантией безопасности (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Коран, 8/54, 55).
Имам Суюти, опираясь на риваят Абуш-Шейха, переданный от Катады и Икримы, говорил, что по этой причине был ниспослан 14-й аят этой суры, в котором говорится: «Сражайтесь с ними! Аллах накажет (убив) их вашими руками, унизит их (пленом и поражением) и даст вам победу над ними. Он излечит сердца верующих людей». В соответствии с этим аятом, верующими, чьи сердца будут излечены, являются члены племени Хузаа (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/185-186).
Исходя из того, что нападение племени Бану Бакр на племя Хузаа, повлекшее за собой череду событий, приведших в итоге к завоеванию мусульманами Мекки, произошло в восьмом году хиджры, то, соответственно, и данный аят был ниспослан в том же самом году.
مَا كَانَ لِلْمُشْرِكِينَ أَن يَعْمُرُواْ مَسَاجِدَ الله شَاهِدِينَ عَلَى أَنفُسِهِمْ بِالْكُفْرِ أُوْلَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ وَفِي النَّارِ هُمْ خَالِدُونَ )
«Не следует язычникам, которые открыто заявляют о своем неверии, посещать мечети Аллаха (или находиться в них). Тщетны их (благие) дела! И они навечно останутся в Аду».
Данный аят является одним из риваятов, которые были ниспосланы в отношении Аббаса ибн Абдульмутталиба, дяди посланника Аллаха (мир ему). В соответствии с разъяснениями муфассиров, когда Аббас попал в плен к мусульманам в битве при Бадре, то мусульмане стали укорять и стыдить его, говоря: «Вы отвергли Аллаха и разорвали родственные узы». Особенно жестко в его адрес высказывался Али. Аббас сказал: «Почему вы перечисляете только наши злодеяния и недостатки, ничего не говоря о сделанном нами добре?». Али спросил: «Неужели у вас есть и благодеяния?». Аббас сказал: «Конечно же есть. Мы следим за состоянием Масджидуль-Харам и при необходимости ремонтируем ее, меняем на ней покрывало, обеспечиваем паломников водой и питанием, освобождали рабов из рабства». И тогда в качестве опровержения этих слов Аббаса Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 168; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Кораниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/65).
أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَوُونَ عِندَ اللّهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
«Разве поить паломников и ухаживать за мечетью аль-Харам – это равноценно (делам) тех, кто верит в Аллаха и в Судный день, и кто сражался на пути Аллаха?! Они не равны (по достоинству) перед Аллахом! И Аллах не наставляет (на верный путь) людей несправедливых (неверующих)» (Ат-Тауба, 19).
Продолжение следует…
«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»
Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер.
Перевод с турецкого: Сабир Грижак