• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Остерегайтесь чувства, которого достойны лишь лицемеры

Время чтения: 2 мин
6103

Фудайл ибн Ийад (рахимахуллах) сказал: «Верующий завидует белой завистью, а лицемер завидует черной завистью». Эти слова представляют для нас прекрасное мерило, и в то же самое время угрозу. Человек может желать тех же материальных или духовных благ, которыми наделен другой человек. Это не является черной завистью. Черная зависть – это когда человек желает, чтобы тот, кто обладает какими-то благами, был лишен их. То есть, главной целью человека, который завидует своему богатому соседу, является не стать богатым самому, а чтобы его сосед был лишен своего богатства. А подобное желание является признаком низости и лицемерия.

Однако наряду с этим было не правильным считать каждого завистника лицемером. Так как существует совершенно ясное описание того, кто является мунафиком: Мунафик – это тот, кто, будучи на самом деле неверующим, старается казаться верующим. Поэтому человека, который завидует другому, невозможно назвать мунафиком в этом смысле слова. Поэтому в данном случае слова о лицемерии завистника следует понимать следующим образом: «остерегайтесь зависти, так как зависть является тем низким чувством, которого достойны только мунафики».

Человек, который болен завистью, и которому причиняет страдание успех других, а не собственная ничтожность и никчемность, является самым ярким примером незнания торговли.

В основе зависти лежит невежество. Так как завистник полагает, что те блага, которыми обладает человек, к которому он испытывает зависть, останутся у него навечно. На уровне сознания каждый знает, что это не так, но когда человеком управляют эмоции и чувства, то разум отключается.

Спустя какое-то время не останется тех, кто завидовал и тех, кому завидовали, так же все то имущество, которое было предметом зависти, окажется в руках других людей, которые какое-то время попользуются им, а затем оно перейдет к другим людям и так далее.

Кроме того зависть содержит в себе элемент недовольства предопределением. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости?» (ан-Ниса 4/54).

В этом аяте имеется очень важный момент, а именно выражение «то, что Аллах даровал из своей милости» заключающий в себе огромную мудрость. Исходя из этого, наши муфассиры сказали: «Желание, чтобы человек, незаконно завладевший чужим имуществом, был лишен этого, не является завистью, а является требованием справедливости».

Таким образом, если человек нажил богатство путем воровства, то желать ему утраты этого богатства, не является завистью. Зависть – это когда человек не может смириться с тем, что кто-то обрел богатство законным путем по милости Аллаха. Желание того, чтобы человек лишился этого, является проявлением несогласия с предопределением, и критикой милости Аллаха.

Истинно верующий человек должен радоваться успехам своих братьев. Этого требует от нас вера в предопределение и исламское братство.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle