Основы тайм-менеджмента от ученых ислама
«Время подобно мечу – если ты не ударишь им, то он непременно ударит тебя», – говорил имам аш-Шафии, указывая на ценность времени. Наши предшественники хорошо знали о достоинстве времени, и многие из них уж точно не страдали от прокрастинации и отсутствия мотивации.
Тайм-менеджмент – это комплекс знаний и техник, которые помогают людям повысить эффективность деятельности. Говоря буквально, это управление временем, а в узком смысле под этим подразумевается организация труда человека не рабочем месте. То есть, все эти современные техники в основном рассчитаны на мирские заботы: как меньше тратить усилий и времени, но делать больше и, главное, больше зарабатывать.
Главный же приоритет верующего человека заключается в стремлении в том, как можно больше заработать наград и высоких степеней перед Всевышним Аллахом. Осознающий бренность этого мира и неизбежность смерти ценит то время, что отведено ему в этом мире. Именно осознающий, а не знающий, ведь знать – одно, а осознавать – другое. Многие из тех, кто знают о предстоящем Суде в будущей жизни, находятся в беспечности и совершают великие грехи. Осознающий же это человек всегда осторожен в своих словах и поступках.
О ценности времени великий табиин, Хасан аль-Басри (р.а.), сказал: «Каждый день, когда встаёт солнце и наступает новый день, этот день обращается к нам и говорит: «О, сын Адама, я – новый день, и я буду свидетелем твоих поступков, воспользуйся мною, преврати меня в свой багаж, ведь воистину я уйду и до Судного дня больше не вернусь».
Тяжело больной человек, который живет с осознанием того, что умрет через несколько дней, совсем по-другому относится ко времени, чем те, которые живут во здравии. Пророк (с.а.с.) учил нас жить так, будто мы проживаем свой последний день. В своих наставлениях он говорил: «Каждый раз, когда ты совершаешь намаз, совершай его, как в последний раз. Не говори того, из-за чего потом придется просить прощения; и не будь падким к мирскому» (Ибн Маджа).
Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи (р.а.) в своей знаменитой книге «Сайд аль-Хатир» так описал предшественников, которые ценили каждую минуту своего времени: «Привычки (мирские занятия) людей привели их к расточительству временем, а ведь предшественники предостерегали от этого. Фудайл ибн Ияд рассказывая о некоторых своих современниках, сказал: «Я знаю людей, которые могут посчитать свои слова, сказанные между двумя пятницами».
Однажды к одному из предшественников пришли в гости его знакомые. Войдя к нему, они сказали: «Мы, наверное, отвлекли тебя?» Ученый ответил им так, как обычно не отвечают на подобные вопросы: «Да, вы отвлекли меня. Я читал, и из-за вас оставил чтение».
Такой же прямолинейностью отличался Ма'руф аль-Кархи (р.а.). Однажды к нему пришли люди, которые засиделись у него больше, чем обычно он держит у себя посетителей. Тогда ученый сказал: «Воистину, Господь солнца никогда не останавливает его движения. Может вам уже пора?»
Амира ибн Абд аль-Кайса (р.а.) попытался остановить один человек, говоря: «Стой, мне надо поговорить!» Амир ответил: «Остановлюсь, если остановишь солнце».
Один предшественников, провожая своих посетителей, наставлял их: «Когда выйдете, идите разными дорогами. Возможно, кто-то из вас будет читать Коран в дороге. Если же вы пойдете вместе, то непременно будете болтать».
Я убежден, что время настолько ценно, что нельзя терять из него ни минуты! Пророк (с.а.с.) в своем достоверном хадисе говорил: «Тому, кто скажет: «Субханаллахи ва бихамдихи», будет посажено дерево в Раю». Сколько же наград теряет человек, растачивая впустую свое время! Эта жизнь – поле, сеяние в котором одного зернышка приносит тысячу всходов. И разве может разумный человек останавливаться от сеяния?»
«Сайд аль-хатир», стр. 490