О важности соблюдения договоров
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ
«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам…»
(Сура «Маида», аят 1)
Священный Коран требует от всех мусульман оставаться верными данному слову и соблюдать заключенные договоренности. Это касается и завета с Аллахом, и договоров между людьми. Понятие “акид” (обязательства) в приведенном аяте включает в себя и основы имана, и повеления и запреты Аллаха, которые содержатся в Коране, а в широком смысле означает любые договоренности и обязательства.
Повеление Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (Маида, 5:1) заставляет нас быть внимательными при исполнении любых заключенных нами договоров. Прежде всего мы должны понимать, что иман – это тоже очень важный договор между человеком и Всевышним Аллахом. Каждый из нас должен исправно исполнять свой долг служения нашему Господу. Этого требует наш иман, которого мы носим в своем сердце. Насколько безупречно мы будем выполнять наши обязанности касательно вероубеждения и поклонения, настолько будет высоким наше положение перед Аллахом и в той же пропорции увеличатся заслуженные нами воздаяния.
Кроме этого, мы в нашей повседневной жизни заключаем многочисленные договоренности и берем на себя определенные обязанности. О чем бы мы не договаривались, если это не противоречит повелениям Аллаха, мы должны быть до конца верными данному слову. Тем более, что здоровая жизнь общества возможна лишь при условии соблюдения заключенных договоров. Без этого социальное и деловое сотрудничество не могут развиваться в необходимом направлении. Если не держать данное слово, не исполнять взятые на себя обязательства, то это приведет к потере доверия в личных и общественных взаимоотношениях. А потеря доверия – это одна из главных причин социального неспокойствия. Люди проявляют больше всего недовольства из-за неис-полнения данных им обещаний, из-за несоблюдения заключенных контрактов.
Мухаммад (с.а.в.) еще до своего пророчества был известен в своем окружении как человек, заслуживающий доверия и верный данному слову. И несмотря на все многочисленные трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в период своей пророческой деятельности, он проявил прекрасные примеры соблюдения договоров. Даже во взаимоотношениях с заклятыми врагами Ислама, идолопоклонниками Мекки, он был очень щепетилен в вопросах соблюдения договоренностей и соглашений. И в этом вопросе он всегда старался показывать хороший пример окружающим его мусульманам.
Во время заключения Худайбийского Договора произошел один случай, который свидетельствует о том, что не подобает мусульманам отказываться от данного слова и от заключенных договоров. Одним из условий этого договора была выдача людей, сбежавших из Мекки в Медину и попросивших там убежища.В момент заключения договора к нашему Пророку медленно, звеня цепями на ногах, подошел Абу Джандал, сын Сухайля бин Амра из племени курайш. Абу Джандаль(р.а.)испытал много мучений со стороны мушриков из-за того, что был мусульманином. Воспользовавшись удобным моментом, он как-то смог вырваться из рук своих мучителей и примкнул к мусульманам. Но его отец Сухайль, который был мушриком, ударил своего сына по лицу палкой и закричал, что его сын будет первым, кто должен быть возвращен согласно заклю-ченному договору. Пророк Милости с огорчением следил за происходящим и обратился к Сухайлю с просьбой сделать для Абу Джандаля исключение и оставить его. Однако отец-идолопоклонник не соглашался с этим. Абу Джандаль (р.а.) кричал и плакал, умоляя мусульман не отдавать его обратно в руки своих мучителей. Мусульмане тоже не могли сдержать своих слез, будучи не в силах видеть его страдания. Тогда Посланник Аллаха обратился к Абу Джандалю с такими словами:
«О, Абу Джандаль! Потерпи еще немного, смирись! Попроси у Аллаха Та`аля за это воздаяния! Поистине, Всевышний Аллах для тебя и для находящихся рядом с тобой слабых и одиноких мусульман создаст выход из этого положения. Мы заключили мирный договор с этим племенем и на этом пути дали им слово именем Аллаха. Они также поклялись нам именем Аллаха. Мы не можем изменить данному слову. Тем более, что нам никак не подобает нарушать данное слово!» (Ибн Ханбал,IV, 325; Ибн Хишам,III, 367).
В период военных столкновений при Хайбаре с одним пастухом по имени Йасар произошел случай, который также является хорошим примером по нашей теме. Как передают, этот Йасар пас овец одного из знат-ных иудеев и тем зарабатывал себе на жизнь. В те дни, когда шли столкновения при Хайбаре, он внутри укреплений часто слышал имя Посланника Аллаха и очень захотел с ним встретиться. И вот одним утром, когда он пас своих овец за пределами крепости, он повстречался с нашим Пророком и после короткой беседы с ним Йасар принял Ислам. Посланник Аллаха дал ему имя Аслам. Позже пастух спросил у нашего Пророка, что теперь ему делать с порученными ему овцами. Он же ответил: «Поворачивай их обратно и гони! И пусть у тебя не будет никакого сомнения, они вернутся к своему хозяину». Аслам взял пригоршню мелких камушков и кинул в сторону овец. Он крикнул: «Возвращайтесь к своему хозяину! Валлахи, я уже не буду вечно с вами». Овцы тронулись в путь всем стадом и словно их кто-то подгонял, вместе вошли внутрь укреплений. Пастух тоже двинулся в сторону крепости, чтобы сражаться вместе с мусульманами (Ибн Хишам,III, 397-398; Ибн Хаджар, I, 38-39).
Расуль Акрам не стал брать овец в качестве трофеев, а вместо этого отправил стадо обратно и тем самым дал возможность пастуху сдержать обещание, данное им владельцу овец. Это событие произошло как раз в то время, когда мусульмане испытывали трудности с питанием из-за продолжительных военных действий. И этот прекрасный поступок нашего Пророка еще более ясно показывает, насколько важное значение имеет соблюдение соглашений.
Между иманом и доверием имеется определенная связь. Человек, обладающий иманом, это одновременно и человек, чьи слова и дела заслуживают доверия. Мы тоже должны заслужить всеобщего доверия.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.