Совершает ли грех тот, кто присутствует при сплетнях?
Фото: aangbendjol / Shutterstock.com.
Вопрос:
– Часто, когда мы встречаемся с подругами обычные разговоры перетекают в обсуждение личной жизни других людей и сплетни. Где грань между безобидными разговорами и сплетнями? И совершает ли грех тот, кто присутствует при таких разговорах?
Ответ:
Посланник Аллаха ﷺ дал четкое определение сплетням в одном хадисе. Он ﷺ говорил: «Сплетня – это значит говорить о своём брате в его отсутствие то, что не понравилось бы ему». Он добавил, даже если то, что про него говорится является правдой – это все равно расценивается как сплетня.
Сплетни являются запретными для мусульман. Причем запретно для верующих не только распространять, но и слушать сплетни, то есть присутствовать там, где обсуждают других. Грех записывается им в равной степени, поскольку один совершает грех языком, другой – ушами. На это указывают как благородная сунна, так и Священный Коран:
«О верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех. И не шпионьте друг за другом, и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам будет это неприятно! И бойтесь Аллаха!» (аль-Худжурат, 12).
И вот представьте: такая, казалось, безобидная привычка, ставшая уже неотъемлемой частью сборов друзей и родственников, расценивается в исламе – как поедание мяса покойника! Грех этого злодеяния очень велик, поскольку те, кто участвует в сплетнях (как рассказывающий, так и слушающие) посягают на самое святое – на честь и репутацию человека, которые в исламе являются неприкасаемыми.
Ценность человека перед Аллахом – величайшая ценность. Никто никогда до конца не знает человека, как это ведает Один лишь Аллах. Все его грехи и все его покаяния представлены пред Ним Единственным как на ладони.
Существует одна притча о трех ситах. Однажды один человек пришел к соседу и хотел рассказать кое-что об другом человеке.
Тогда этот сказал ему:
– Давай просеем то, что ты хочешь мне сказать через три сита. Первое сито – сито правды. Уверен ли ты в том, что то, что ты мне хочешь рассказать, является правдой? Второе сито – сито справедливости и доброты. Принесет ли кому-либо что-либо хорошее то, что ты хочешь рассказать? И третье сито – сито пользы. Нужна ли мне та информация, которую ты хочешь мне рассказать?
8 категорий людей, которые не войдут в Рай Адн
Фото: ViDI Studio / Shutterstock.com.
Язык у человека один, а зубов много и в этом заключена большая мудрость Всевышнего. Все, что ты хочешь сказать, нужно сначала обдумать и только потом говорить. Ведь язык – это причина, по которой большинство людей могут оказаться в Аду, он способен растерзать своего хозяина подобно зверю, если тот не будет за ним следить. Поэтому ислам учит верующих говорить благое или молчать. А какое благо в сплетнях?
Однажды посланник Аллаха ﷺ в своей проповеди сказал: «О люди! Вы уверовали языком, но не уверовали сердцами. Не причиняйте вреда верующим, не ищите в них изъянов и недостатков. Если человек проведет свою жизнь в выискивании недостатков в людях, Аллах будет выискивать недостатки в нем. А если Аллах станет выискивать недостатки в человеке, то унизит его в такой степени, что он никогда не сможет избавиться от позора».
Аллах в Коране запретил мусульманину даже плохо думать о людях. Сплетни, подозрения и осуждения – все это лишает верующих сострадания, милосердия, благородства и искренней веры.
Пророк ﷺ говорил: «Одна из отличительных черт по-настоящему верующего – это оставить то, что его не касается».
Сайда Хайат