• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Неприкосновенность человеческой жизни: как посланник Аллаха ﷺ отменил кровную месть

Время чтения: 3 мин
389

Неприкосновенность человеческой жизни: как посланник Аллаха ﷺ отменил кровную месть

Как и в других народах, у арабов существовал обычай кровной вражды, которая иногда длилась столетиями. Из-за этого обычая сотни людей расставались с жизнью.

Местом для отмены этого вредного обычая Посланник Аллаха ﷺ выбрал самую важную центральную точку — вершину горы Арафат.

Пророк ﷺ в Медине целых девять лет ждал возможности совершить хадж. По истечении этого времени, совершая хадж, он вышел за пределы Мекки и прибыл для исполнения самого важного обряда хаджа — вакфы (стояния) на площадке горы Арафат.

«Дай им постичь истинную веру»: мольба Пророка Мухаммада ﷺ о своём языческом народе

Его слушали более ста тысяч человек, завернувшихся в ихрам (как известно, ихрам — это одеяние, состоящее из двух кусков белой ткани, символизирующее саван и чистоту, которым, сняв всю свою одежду, укрываются намеревающиеся совершить хадж). В этом его первом и последнем хадже верующие не оставили Посланника Аллаха ﷺ одного, вместе с ним они прибыли туда для хаджа, а также для прощания.

Неприкосновенность человеческой жизни: как посланник Аллаха ﷺ отменил кровную месть

В том месте, которое сегодня называется Немире Масджид (там сейчас построена мечеть), для него был поставлен шатер. Он спустился туда, дабы немного отдохнуть. Позже, в полуденное время, когда солнце уже начало клониться к западу, он велел привести ему верблюдицу по кличке Касва.

Сев на неё верхом, он доехал до площади Арафат, считающейся центром вершины. Оттуда он обратился ко всем прибывшим. В этой речи, которую позже стали называть «прощальной хутбой», он сказал такие слова относительно кровной вражды:

«Поистине, жизнь ваша, имущество и честь должны быть столь же запретными и неприкосновенными для вас, сколь запретны и неприкосновенны в этот месяц и этот город (Мекка). Будьте внимательны! Все оставшиеся от периода джахилии мерзкие дела под этими двумя моими ногами.

И, среди прочего, отменяются доисламские счёты кровной мести, что прежде всего касается моего родственника Рабиа ибн аль-Хариса. (Его маленького сына убили люди из племени Хузайль. Здесь Пророк ﷺ отменяет кровную месть, которой мог добиваться его род - прим.).

И запрещается ростовщичество, оставшееся от времен джахилии, и прежде всего я полностью освобождаю должников Аббаса ибн Абдул-Мутталиба от выплаты ему процентов!

И бойтесь Аллаха в том, что касается женщин, ибо принадлежат они вам по слову Аллаха, а поэтому вы вправе требовать от них верности».

Такой манерой поведения Пророк ﷺ проводит свою семью через трудности первой, подавая пример остальным. Все обычаи, имевшие признаки джахилии, он отменял один за другим. И первой запрещенной им кровной местью стал случай его семьи, хотя она была вправе отомстить за убитого родственника. Эти слова Пророка ﷺ означали, что человеческая жизнь неприкосновенна и священна.

Неприкосновенность человеческой жизни: как посланник Аллаха ﷺ отменил кровную месть

В данном случае поведение Посланника Аллаха ﷺ можно охарактеризовать словами: «Воткни себе иголку, прежде чем воткнуть шило другому», то есть сперва хоть в малой степени испытай на себе ту боль, которую хочешь причинить другим.

Пророк Мухаммад ﷺ словно говорил: «Сначала я откажусь от принадлежащих моей семье прав, после меня откажитесь и вы». Так он преградил путь серийным преступлениям, уничтожавшим целые семейства, кочевые племена, дома и деревни.

Из книги «Лидер и толерантность»

Все фото: Ислам-тудей

Социальные комментарии Cackle