Наставление пятницы: «Каждого, кого видишь, считать лучше себя»
Со смиренными людьми надо быть смиренными, а к горделивым надо относиться горделиво. По этому поводу было сказано так: со смиренными ты тоже будь смиренным, с горделивыми ты тоже будь горделивым. Абдуллах б. Мубарак (да помилует его Аллах) говорит: «С богачами быть горделивым, а с бедными быть скромным – это показатель смиренности» («Равдатуʻн Насихин»).
В риваяте, переданном от Абдуллаха б. Умара (р.а.), посланник Аллаха (с.а.с.) говорит: «Когда видите людей, обладающих смирением, будьте с ними смиренными. Когда видите горделивых людей, вы тоже отнеситесь к ним горделиво, поскольку это станет для них каким-то унижением. Вы же, поступая с ними подобным образом, совершите благодеяние» (Газали «Ихья улюм ад-дин», 3/528).
Имам Шафии (да помилует его Аллах) говорил: «Человек, проявляющий смирение перед бесполезными для него людьми и любящий тех, кто его не любит, совершает несправедливость по отношению к своему нафсу».
Было сказано, что сюда же относится и похвала в адрес человека, которого плохо знаешь. Один из мудрецов говорил: «К горделивому человеку отнесись горделиво, чтобы он оставил свою гордыню. Если же тот человек во всех отношениях выше тебя, тогда не нужно вести себя с ним горделиво».
Быть смиренным означает каждого, кого видишь, считать лучше себя. Когда люди говорят о ком-то, что это хороший человек, обладатель таква, и если у тебя нет таких качеств, то этому стоит огорчаться.
Йусуф б. Асбат (да помилует его Аллах) говорит: «Быть обладателем смирения означает, выходя из дома, каждого встречного считать лучше себя». Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) говорил: «Когда из дома выходишь на улицу и видишь пожилого человека, нужно сказать себе: «Этот человек лучше меня, ибо он начал поклоняться Аллаху раньше меня».
Когда видишь человека моложе себя, нужно сказать себе: «Этот человек тоже лучше меня, поскольку я раньше него проявил непокорность Аллаху». Когда видишь человека твоих лет, нужно подумать: «Он лучше меня, ибо я хорошо знаю себя, а каков он на самом деле – не знаю» («Халиса»).
У Абу Йазида спросили:
– Когда человек бывает смиренным?
– Когда он невысоко ценит себя и убежден, что среди людей нет человека хуже его самого, – ответил Абу Йазид.
У одного мудреца спросили:
– Какому благу не стоит завидовать и попавшего в какую беду не стоит жалеть?
Мудрец ответил:
– Благо, которому не стоит завидовать, это смирение. Беда, попавшего в которую не стоит жалеть, это гордыня («Аль-Авариф»).
Шейх говорит, что средний путь в смирении состоит в довольствовании человека меньшим, чем он заслужил. Пока человек властвует над своим нафсом, он умеет его сдерживать и может остановить его как раз в том месте, где следует остановиться.
Поскольку нафс по своей природе содержит в себе немного огня, он предрасположен к воспламенению и вспыхиванию. Это нужно лечить смирением. А это достигается тем, чтобы держать себя ниже уровня, которого заслужил. Благодаря этому гордыня не проникнет в его душу («Аль-Авариф»).
Автор: Islam Today