"Мастерская дьявола": качество, которое является матерью всех пороков
Праздный человек, проводящий свои дни в пустой трате времени, который не желает заняться чем-то полезным, принести пользу людям, всегда вызывал отвращение у людей работящих и деятельных. В осуждение ленивцам и бездельникам человечество сложило множество пословиц и поговорок: «Труд кормит, а лень портит», «Под лежачий камень и вода не течет», «Без дела жить - только небо коптить».
Наверное, кто-то возразит: «А чем, собственно, так уж плоха лень и праздность?». Не хочет человек работать – это его дело, чем он будет заниматься. Но, оказывается, не так все просто. Недаром еще одна древняя мудрость, осуждающая лень, гласит: ««Лень – это мать всех пороков». Почему так говорят?
Лень почти неизбежно влечет за собой тунеядство – ведь каждому человеку необходимо откуда-то получать средства для своего пропитания. Если он не работает, значит, он будет жить за счет кого-то из своих близких – родителей или супругов.
К сожалению, иногда молодые мусульмане выдают свое нежелание трудиться за повышенную богобоязненность. Они уповают на Всевышнего, Который якобы должен обеспечить их пропитанием без всяких их усилий. Праведный халиф Умар (да будет доволен им Всевышний) однажды развеял подобные пустые мечты. Передается, что халиф как-то увидел на городских улицах нескольких молодых людей, которые в будний день предавались безделью. Он спросил, почему они ничем не заняты.
— Мы из тех, кто вверил свои дела Аллаху, и на Аллаха уповает, — ответили они.
— Поистине, вы заблуждаетесь, — возразил Умар, – Вы просто бездельники, которые желают жить за счет других людей. Тот, кто действительно уповает на Аллаха, сначала сажает зерно в землю, а потом надеется на Всевышнего, дающего ему пропитание.
Иными словами, чтобы надеяться на помощь Всевышнего, нужно сначала приложить усилия – посадить саженцы или семена, заняться торговлей или иным делом, а уж потом ждать результата.
Иные бездельники начинают заниматься попрошайничеством: навещают друзей и приятелей в надежде, что они пригласят их поесть, подарят им что-то из своих вещей или дадут денег. Такой образ жизни, когда человек не хочет сам себя обеспечить, а постоянно зависит от чужих милостей, строго осуждался Пророком (мир ему).
Все, наверное, помнят историю о том, как в собрание сподвижников пришел некий человек и стал жаловаться на бедность. Посланник Всевышнего велел ему продать кое-что из своих вещей, а на полученные деньги купить топор и заняться продажей дров, сопроводив свои указания напутствием: «Это занятие лучше для тебя, чем явиться в Судный день с черным пятном попрошайничества».
Для такого человека, который не хочет работать, но денег ему взять неоткуда, все может обернуться совсем плачевно, когда он попадет в плохую компанию, где его научат красть или мошенничать, и в конце концов дело кончится тюрьмой.
Настоящие бедствия нашего времени - экстремизм и терроризм - также имеют причиной скуку и отсутствие полезных занятий, когда молодые люди полны сил и энергии, но не знают, к чему эти силы правильно приложить.
Недаром английская поговорка гласит: «Праздный ум – это мастерская дьявола». Действительно, большинство человеческих грехов и пороков имеют своим корнем лень и безделье.
Допустим, у человека есть средства для жизни, и ему не нужно работать, например, ему досталось от родителей большое состояние. Если он не употребит эти средства на что-то полезное – для получения хорошего образования, для вложения в какое-то прибыльное дело, эти деньги могут послужить ему во вред. От скуки и безделья он будет предаваться различным порочным развлечениям – злоупотреблять спиртным, употреблять наркотики, посещать различные «злачные места», встречаться с испорченными женщинами.
У всех на слуху истории как известные «звезды» шоу-бизнеса периодически попадают в скандальные истории, встревают в драки, без конца меняют партнеров, женятся и разводятся. А проблема все в одном и том же – наличие больших денег и свободного времени при неумении правильно ими распорядиться.
Существует ли средство от лени?
В шутливом стихотворении Сергея Михалкова один школьник сетует на то, что в аптеке есть средства от множества болезней, но, к сожалению, там не продается средство от лени.
«Но нельзя сказать врачу: - Дайте средство мне от лени! От "могу, но не хочу"! Хорошо бы это средство поскорей изобрели, чтобы все лентяи с детства принимать его могли…».
С точки зрения религии и психологии лекарством от лени может служить правильная мотивация. Когда человек осознает, насколько вредно и губительно для его души праздное провождение времени и хочет занять свое время полезными вещами: поклонением Всевышнему, получением знаний, поиском дозволенного заработка, заботами о своей семье.
Передается, что как-то к Пророку (мир ему) пришел сподвижник Абдуллах ибн Масуд и подал ему руку. Пожимая ему руку, Пророк почувствовал на его руках мозоли. Тогда Посланник Всевышнего (мир ему) показал всем его руку и сказал: «Вот руки, которые любят Аллах и Его Посланник».
В другом хадисе передается, что подобный случай был со сподвижником Муазом ибн Джабалем, когда Пророк (мир ему) увидел мозоли на его руках, то поцеловал их и сказал, что эти руки любит Аллах, и такие руки не попадут в Ад.
В других хадисах говорится:
«Лучший из вас – это тот, кто не оставляет эту жизнь ради будущей, и будущую - ради этой жизни, но работает для обоих миров и не является обузой для людей» (Мухтаруль-Ахадис).
«Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно» (аль-Байхаки).
«Аллах больше любит рабов, которые обеспечивают себя сами» >>
Дуа от праздности
В пророческих сообщениях до нас дошли следующие молитвы, в которых можно просить Всевышнего для избавления от лени – наряду с прочими недостатками:
Аллахумма инни аузу бика мин аль-аджизи ва аль-касль валь-джубни валь-бухль ва аузу бика мин мункарати аль-ахляки ва аль-ахвааи.
«О, Аллах! Я ищу Твоей защиты от чувства тревоги и печали; от проявлений слабости и лени; от трусости и малодушия; от скупости и бремени долгов; а также от притеснения со стороны окружающих».
Аллахумма инни асалюка хайра хадха аль-яуми насрахау ва фасаху ва баракатаху ва аузу бика мин шарри хадха аль-яуми ва шарри ма бадаху.
«O Аллах! Я ищу Твоего убежища от чувства беспомощности, лени, трусости и скупости, и ищу Твоего убежища от всех презренных черт и прихотей».
Анна Кобулова