Лучшее лекарство от хвастовства и «понтов»
Все помнят, как нравилось многим из нас в детстве, получив какой-то подарок от родителей (игрушки, книжки, сладости), тут же бежать к товарищам, чтобы показать им свое приобретение. Став старше, к сожалению, люди не оставляют своих детских привычек.
Особенно большие размеры все это приобретает в социальных сетях. Пользователи выставляют напоказ буквально все, что можно – удачное замужество, выгодные знакомства, поездки на отдых, школьные успехи детей, одежду, украшения, новые гаджеты и даже похороны родственников, на которые не пожалели денег и которые посетили десятки родных и односельчан.
Все это называется одним словом – хвастовство, бахвальство, а молодежь еще называет это новым словечком «понты». Когда человек хочет произвести впечатление на окружающих своим внешним видом, имуществом, успехами, показать, что у него есть влиятельные знакомые, богатые родственники, ему нравится, когда его хвалят и ему завидуют.
Хвастовство в том или ином виде существовало среди людей во все времена. Пророк (мир ему) с сожалением отмечает, что в его общине продолжают оставаться некоторые черты, присущие доисламскому язычеству:
«Поистине, в моей умме есть черты, оставшиеся с джахилии, которые не прекратятся: хвастовство своим происхождением и статусом, унижение людей из-за их родства и положения…» (Муснад).
Некоторые арабы, даже приняв Ислам, не оставили дурной привычки хвастаться своими знатными предками, своим высоким положением среди соплеменников или своим имуществом.
В других хадисах указываются внешние признаки людей, которые в те времена хотели подчеркнуть свой особый статус. Они имели привычку носить очень длинную одежду – так, чтобы ее края волочились по земле (возможно, чтобы показать, что они так богаты, что они не заботятся о сохранности одежды – ведь в то время одежда, особенно красивая, стоила очень дорого). Есть множество пророческих сообщений, где говорится об этом с осуждением:
«В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из высокомерия» (Бухари, Муслим).
Хвастуны и бахвалы нашего времени поменяли только внешние признаки – если раньше это был край рубашки, волочащийся по земле, то сейчас это модные джинсы, красные мокасины и новый айфон (или дорогой автомобиль). Но суть их осталась прежней – им очень важно, что о них скажут люди, как они выглядят в чужих глазах.
Иногда это желание «пустить пыль в глаза» окружающим приобретает крайние, уродливые формы. В некоторых местностях принято ставить золотые коронки на совершенно здоровые зубы – чтобы все видели, насколько богата их семья, что у них много золота. А кто не знает обычая устраивать своим детям роскошные свадьбы – для которых люди отдают последние деньги, входят в долги, берут кредиты (которые потом отдают годами)? Все это неважно, главное – чтобы о тебе говорили с завистью, чтобы превзойти такого-то и такого-то, чтобы односельчане и соседи долго вспоминали: «А помнишь, какую свадьбу устроил своему сыну – или дочке, такой-то?».
Почему вообще некоторые люди так любят хвастаться, выставлять напоказ свои приобретения, свои успехи? Психологи говорят, что причина этого, - как ни странно – в неуверенности в себе. Бахвал, любящий «понты» - то есть, показное поведение, на самом деле постоянно нуждается в чужом одобрении, похвалах, без них он чувствует себя слабым и неполноценным. Ведь он чувствует, что на самом деле он ничего из себя не представляет, у него нет реальных достоинств.
Это понимали многие мудрые люди древности. Китайский мудрец Хань Сян-цзы говорил:
«Любовь к похвальбе есть признак неуверенности. А грубость появляется от бессилия. Тот же, кто надеется на пользу от этих качеств – глупец».
Римский философ Цицерон повторяет ту же мысль:
«Хвастливые речи — первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами».
Действительно сильный и уверенный в себе человек не будет вести себя напоказ и бросаться красивыми словами, ему это не нужно. Высокомерному бахвалу на самом деле похвастаться нечем, все его претензии на какие-то достоинства ничего не значат и просто смешны.
Об этом же говорил имам Шафии:
«Избегай людей, которые считают наглость — храбростью, а мягкосердечность — слабоволием. И избегай тех, кто считает, что болтовня — это мудрость, а молчание — невежество. Разве ты не видишь, львы молчаливы, но их страшатся, а собаки громко лают, но их отгоняют камнями».
Собака, чувствуя свою слабость, ведет себя дерзко и нахально, а лев молчит, поскольку ему незачем выставлять себя напоказ, его и так все боятся и уважают.
Лекарством от хвастовства и кичливости служит воспитание в себе настоящей – а не показной, силы и уверенности. Краеугольный камень для этого – религиозная вера. Именно она может стать внутри человека тем стержнем, на котором будет держаться его чувство достоинства и уверенности.
Верующий человек знает, что он дорог и ценен для своего Творца, что если он будет следовать Его повелениям, Господь будет им доволен – в таком случае, какое ему дело до того, что про него скажут люди? Всевышний смотрит не на внешность человека, а на его сердце, на его внутренние достоинства. Он любит добрых и справедливых, и не любит хвастливых и кичливых людей:
«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура "Аль-Исра", аят 37).
«Воистину, Он (Господь) не любит высокомерных» Сура "Ан-Нахль", аят 23)
«Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Сура "Лукман", аят 18).
Религиозный человек понимает, где истинные ценности, а где мнимые. Конечно, никто не запрещает человеку приобретать имущество на заработанные честным трудом деньги – но материальные ценности не являются главными в жизни. Богобоязненный и праведный человек может быть бедным, а богатому грешнику в итоге не поможет все его имущество и его обширные связи.
Итак, что можно сказать в итоге? Хвастовство, желание выставить напоказ свое преуспеяние и свои истинные (а то и мнимые) успехи и достоинства стало настоящим бичом нашего времени. Социальные сети пестрят фотографиями, где люди наперебой хвастаются всевозможными приобретениями и достижениями. Но такое поведение лишь показывает их внутреннюю пустоту и слабость, их неуверенность в себе. По-настоящему сильный и благочестивый человек в этом не нуждается, ведь его цель – довольство своего Творца, а не Его творений.
Анна Кобулова