Аскетичность напоказ: как это бывает?
Показуха (рия) и неискренность – большие вредители для души. Даже самые праведные поступки человек может обратить во вред себе, если не будет делать их искренне, ради довольства Всевышнего.
Рия обычно проявляется в поклонении, когда человек совершает его не ради довольства Аллаха, а ради похвалы людей и их одобрения. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у своих сподвижников: «Знаете, чего я боюсь для вас больше, чем смуты Даджаля?» Сподвижники воскликнули: «Конечно, посланник Аллаха!» Пророк изрек: «Это скрытое многобожие! Это когда человек совершает молитву, украшая ее, если видит, что на него смотрят» (Ахмад).
Однако показуха может проявляться также и во внешности и повседневных делах человека. К отрешенным от этого мира мудрецам невольно тянутся люди, желая почерпнуть что-либо из их мудрости и знаний. В наше время аскетизм (зухд) не так сильно распространен, однако в древности он был популяризирован в обществе мусульман и считался признаком праведности. Эта отрешенность проявлялась в одежде, еде и питье, а также в повседневных делах и словах.
Были среди людей такие, которые из стремления к всеобщему вниманию подражали праведникам, облачались в старые одежды и напоказ отказывались от еды и подарков. Все это – аскетичность напоказ, от которой предостерегал имам Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи в своей знаменитой книге:
«Праведные люди, сердца которых заполнены любовью к Аллаху и страхом к Нему, убегают от людей и от их внимания. Что касается людей с пустыми сердцами, то они заполняют эту пустоту людским довольством.
Иногда я вижу людей, которые «украшают» себя бедностью и отрешенностью. Они надевают на себя обветшалую одежду и отказываются от вкусной пищи и сладостей, хотя сами имеют большие сбережения. В то же время они ведут себя высокомерно и кичливо.
У подобных людей аскетичны лишь их одежды, сами же они далеки от истинного зухда. Человек, который выставляет себя и свои дела напоказ другим людям, поклоняется им, сам того не понимая».
(Из книги «Сайд аль-хатыр», 279)