7 качеств, которые отталкивают людей от верующих
Какое качество больше всего украшает верующего человека? Наверное, многие сейчас скажут: Скрупулезное соблюдение религии! Обширные религиозные знания! Внешний вид, полностью соответствующий шариату! (под этим обычно подразумевается длинная борода и свободная одежда у мужчин или широкое платье и большой платок у женщин).
Однако, многие из нас забывают известный хадис, где Пророк (мир ему) говорит: «Я был послан для усовершенствования нравов…» (Бухари, Ахмад). Он не сказал, что он пришел, чтобы научить людей одеваться определенным образом, изменить их внешний вид – но чтобы изменить их внутреннюю сущность. Поэтому верующему следует думать не только о том, чтобы правильно одеваться и много знать, но о том, чтобы улучшить свой нрав.
Никто не спорит с тем, что верующему человеку нужно следить за своим внешним видом и получать знания, но нельзя увлекаться внешним в ущерб внутреннему.
Ведь давайте признаемся себе – положа руку на сердце – с каким человеком мы хотели бы иметь дело, особенно в случае, если нам нужна помощь, - с много знающим и правильно одетым (но эгоистичным и равнодушным), или, с пусть даже не особенно приверженным религии, но зато добрым и сочувствующим?
Если человек правильно одевается, много молится, много знает, но при этом лжет, груб и невоспитан, разносит сплетни и любит злословить о других, могут ли его внешний вид и знания заменить необходимые душевные качества?
Итак, давайте подумаем, какие недостатки особенно неприятно видеть у верующих людей, от каких качеств нам следует избавляться в первую очередь?
1. Первое качество – это притворная, а не искренняя набожность, то что называется ханжеством.
Всегда неприятно бывает разочаровываться в человеке, но вдвойне неприятно видеть такое, если речь идет о таких высоких вещах как религиозное служение: когда перед собой вы видите красноречивого проповедника или учителя, но при более близком знакомстве оказывается, что на такого человека нельзя положиться – он легкомыслен или непорядочен, он не уважает старших, у него плохие манеры, он плохо обращается со своими домашними, он лжет. Такое поведение может не только убить в нас веру в людей, но – что еще более опасно - оттолкнуть человека от религии. В Коране сказано о таких людях:
«Неужели призываете вы людей к благочестию, а о себе забываете? Ведь вы читаете Писание! Неужели вы не уразумеете?» (сура Аль-Бакара», 44)
2. Равнодушие.
Жизнь человека невозможна в отрыве от общества других людей – мы связаны с окружающими множеством взаимосвязей и отношений (личными, семейными, дружескими, рабочими, деловыми и пр.). Чтобы все эти связи работали без сбоев и конфликтов, люди должны проявлять участие и взаимопомощь друг ко другу, не быть равнодушными и эгоистичными. Религия учит нас быть внимательными к нуждам тех людей, кто живет рядом с нами, и не проходить мимо чужой беды:
«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев» (сура «ан-Ниса», аят 36).
Даже небольшое проявление внимания к другому человеку будет для него очень приятным. Нам не составит труда поздороваться с соседом или коллегой, улыбнуться ему лишний раз, узнать, как здоровье его близких, как растут его дети, оказать даже незначительную помощь – подержать дверь, помочь донести тяжесть, - а в душе человека после этого надолго останется приятное ощущение внимания к нему и заботы о нем. И уж конечно, нельзя ни в коем случае отказывать в помощи тому, кто действительно нуждается:
«Не уверовал тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» (ат-Табарани).
3. Сплетни и злословие.
Это очень неприятное человеческое качество, которое опасно тем, что мы часто не видим вообще проблемы в том, чтобы обсуждать какого-то человека у него за спиной. Мы встретились с друзьями или подругами, нам хочется обсудить последние новости – что случилось у нас самих, что делает такой-то и чем занимается такая-то, и разговор незаметно подходит к опасной грани, когда невинный рассказ о чужих делах переходит к злословию и осуждению.
«Вы слышали, Гульнара наконец вышла замуж? – Наконец-то, а мы думали, что с ее внешностью она так и останется в старых девах. – Да кто вам сказал, что это был брак по любви? Она хорошо зарабатывает, и у нее есть собственное жилье, вот какой-то мужчина и польстился на ее материальные обстоятельства». Те, кто повторяют подобные вещи, и не задумываются о том, что только что совершили очень нехороший поступок.
Чтобы не допускать подобного, исламские ученые советуют вообще не начинать обсуждение чужой жизни – либо следить за тем, чтобы говорить о друзьях и знакомых только хорошее. Общая знакомая вышла замуж, родила ребенка, ее семья наконец переехала на новую квартиру? – Порадуйтесь за них, пожелайте им всяких благ и попросите Всевышнего об их благополучии, тогда ваш разговор о чужой жизни принесет вам награду, а не наказание.
Слава Богу, у каждого из нас есть собственная жизнь и свои дела, - если мы всерьез задумаемся над тем, как нам стать лучше и избавиться от своих недостатков, нам просто будет некогда думать о чужих.
4. Чрезмерное любопытство к тому, что нас не касается.
Известный хадис гласит, что истинно верующий оставляет все, что его не касается. Каждый из нас, наверняка, знает, как неприятны и тяжелы бывают бесцеремонные и назойливые расспросы едва знакомых людей о нашей личной жизни («А ты замужем или нет?», «А дети у тебя есть?», «А родители живы?», «Сколько ты зарабатываешь?» и тому подобное).
Самое неприятное, что многие из этих вопросов задаются просто от нечего делать – человеку хочется поддержать разговор с вами, но он не знает иных тем для разговора, кроме как обсудить свою или чужую жизнь. Так же неприятно звучат и непрошенные советы – которые, возможно, даются из лучших побуждений, но часто выглядят грубо и неделикатно.
Исходя из всего сказанного, всякий раз подумайте – стоит ли вмешиваться в чужие дела, обсуждать чужую жизнь, говорить о том, что вас не касается. Ведь истинно верующий должен желать своему брату того же, чего желает себе – а неуместное любопытство и расспросы о вашей жизни вряд ли будут вам приятны.
5. Грубость и неумение себя вести.
Все мы стараемся следить за своей внешностью – особенно, если нам предстоит пойти в гости, впервые появиться на новой работе, провести важную встречу. Таким же образом нужно следить и за своими манерами - по которым очень многое можно сказать о самом человеке.
Самый компетентный специалист и мастер своего дела не будет пользоваться уважением в рабочем коллективе, если он забывает поздороваться или попрощаться с коллегами, не благодарит за услуги, не извиняется за свои ошибки, не умеет скрыть плохое настроение.
К сожалению, люди еще могут вести себя прилично и уважительно с посторонними людьми, но тут же забывают о вежливости, когда приходят домой и начинают общаться со своими близкими людьми. Здесь мы считаем себя вправе держать себя свободно и раскованно – часто это означает и грубость, и возможность сорвать плохое настроение на жене (муже) и детях, и беспричинные придирки, и капризы (еда невкусная, дом плохо убран, вещи не так разложены).
При этом люди забывают о том, что именно их дом – это место, где они хотят расслабиться после работы и отдохнуть от всех дневных забот. Но если вы будете обижать своих домашних и портить им настроение, как вы сможете рассчитывать потом на их заботу и внимание по отношение к себе?
6. Неуважение к старшим.
Та же невежливость и грубость вдвойне порицаема, если проявляется по отношению к старшим и пожилым людям, особенно к родителям и старшим родственникам. Все мы хотим, чтобы нас уважали наши дети, когда мы состаримся и будем нуждаться в помощи.
Для этого нам следует подумать о своем будущем уже сейчас – показывать им хороший пример доброго и внимательного отношения к своим родителям. В хадисе говорится, что если человек проявит уважение к пожилым людям, то в свое время Всевышний пошлет ему тех, кто будет заботиться о нем.
Старые люди заслуживают нашего уважения по многим причинам – они много работали для общего блага (строили дома, учили или лечили людей, делали разные полезные для нас вещи на заводах и фабриках), многие из них уже больны и немощны, поэтому нуждаются в помощи и внимании. Так что даже если иные старики вызывают у нас раздражение своим ворчанием, желанием без конца поучать нас и учить нас жизни, проявите терпение и снисхождение, - ведь и вы когда-то будете такими же.
7. Ложь. Неумение держать обещание.
Думается, что все мы знаем о запретности лжи намеренной – когда человек искажает факты, скрывает какую-то нужную информацию, наговаривает и клевещет на других людей. Когда-то Пророка, мир ему, спросили – может ли мусульманин быть жадным или трусливым человеком? Он ответил, что может. Но когда ему задали вопрос – а может ли мусульманин быть лжецом, в ответ прозвучало категорическое – нет, не может.
Но многие из нас не всегда понимают вред так называемой невинной лжи – когда человек не собирался никого обижать или скрывать что-то от других. Просто немного приукрасил некие факты из своей жизни – которые выставляют его в более привлекательном свете (особенно, когда это делается с целью произвести впечатление на других).
Либо когда нам не хватает смелости честно признаться в своей слабости – что мы проспали и поэтому опоздали на работу или учебу, засиделись в интернете и поэтому не сделали домашнее задание. Тут выступают на сцену якобы больные бабушки, которых нужно было навестить, сломавшиеся автобусы, которые не смогли вовремя доставить нас на работу, и тому подобное. От такой привычки тоже следует избавляться – ведь это заставляет человека все время быть в страхе, - а вдруг его разоблачат, и прибавлять одну ложь к другой.
Так же вредна привычка, не задумываясь, разбрасываться обещаниями – помочь, зайти, навестить, позвонить, купить, - которые многие из нас даже не думают выполнять, а раздают просто, чтобы хорошо выглядеть в чужих глазах.
«Помочь тебе с уборкой дома? Навестить тебя после работы? – Да нет проблем».
И потом говорить как ни в чем не бывало – «А, извини, совсем вылетело из головы».
Многие пытаются оправдывать это религиозными причинами – «но ведь я тебе сказал, что, иншаАллах, если Аллах позволит, навещу тебя, куплю тебе эту вещь». Такое оправдание подходит только в том случае, если обстоятельства сложились таким образом, что мы никак не могли сдержать слова. Но не в тех случаях, если мы даже не приложили усилий, чтобы выполнить обещанное.
Нам показалось, что именно такие черты характера наиболее неприятно видеть в людях – особенно в тех, кто считает себя верующим. Вполне может случиться, что кто-то из наших читателей посчитает нужным добавить еще какое-то качество, от которого человеку религиозному следует избавляться.
Главное, чтобы эта информация была использована нами не для того, чтобы поучать окружающих – «видишь, вот как не нужно себя вести», а чтобы мы обратили внимание на свои недостатки и работали бы над их исправлением.
Анна Кобулова