Невыполнение обещаний – качество лицемеров
Коран – это клад мудростей и благотворных для сердца наставлений. Руководствуясь Писанием Всевышнего Аллаха, человек достигает счастья в обоих мирах, а отказываясь от его пути, он становится на путь, ведущий в Геенну.
Каждая сура Коран была ниспослана в качества верного руководства для людей и джиннов. Однако люди не смогут следовать этому руководству, если они не будут изучать его. Потому главной задачей мусульманина, желающего полноценно следовать предписаниям Всевышнего, является изучение Писания Аллаха и толкований ученых к нему.
Причина ниспослания суры
Состоящая из 14 аятов сура «ас-Сафф» («Ряды») была ниспослана в Медине. Названа она так по той причине, что в суре приводится слово «Ряды» в аяте: «Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они - прочное строение». Некоторые предшественники называли эту суру «Апостолы» (аль-Хаварийюна), так как в конце суры приводится история пророка Исы (мир ему) и его апостолов: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы - помощники Аллаха». Также некоторые называли её «Иса».
В достоверных хадисах приводится, что эта сура была ниспослана целиком за раз. Сообщается, что однажды некоторые сподвижники в своём разговоре сказали: «Если бы мы знали, какие дела любимей для Аллаха, мы бы непременно их совершали!» Когда же им было ниспослано повеление воевать с неверными курайшитами, некоторые из них стали искать причину, чтобы не участвовать в сражениях. Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?».
Эти сподвижники проявили трусость и слабость, и о них же Аллах ниспослал предостережение в другой суре: «Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как боятся Аллаха, или даже более того. Они сказали: «Господь наш! Зачем Ты предписал нам сражаться? Вот если бы Ты предоставил отсрочку на небольшой срок!» Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке» (ан-Ниса, 77).
Невыполнение обещаний – качество лицемеров
Имам Малик (да помилует его Аллах), как и некоторые другие великие ученые, считал выполнение обещаний обязательным (ваджиб). Он аргументировал своё мнение аятом: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (ас-Сафф, 2-3).
По его мнению, раз Аллах проявляет ненависть к тем, кто не выполняет своих обещаний, значит, их выполнение является обязательным предписанием. Кроме того, они утверждали, что сдерживать обещание следует даже тогда, когда это приносит вред материальному положению человека. Если, например, человек скажет своему другу: «Женись, и я каждый месяц будут платить тебе столько-то денег», – он обязан будет выплачивать ему эти деньги, если тот женится.
Большинство же учёных придерживались того мнения, что выполнять обещание не является обязанностью, если это вредит материальному положению или приносит любой другой вред. Однако это не значит, что к обещаниям стоит относиться небрежно. Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был гостем в доме одного из сподвижников, когда ещё тот был маленьким. Его мать поманила ребёнка к себе, сказав: «Смотри, что тебе дам». Пророк спросил её: «Что ты хочешь дать ему?» Женщина ответила: «Финик, посланник Аллаха». Пророк сказал: «Хорошо, ведь если бы ты ничего не дала ему, то взяла бы на себя грех лжи» (Ахмад, Абу Дауд).
Комментируя аят: «Почему вы говорите то, чего не делаете?», толкователи приводят знаменитый хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрёк: «Три вещи являются признаками лицемера: когда он говорит, то говорит неправду; если обещает что-то, то не выполняет своих обещаний; проявляет вероломство в отношении того, что дано ему на сохранение».
Уклонение от истины порождает заблуждение
Всевышний Аллах является Справедливым Господом, Который всё предопределяет согласно Своей мудрости. Он ведёт прямым путем, кого пожелает, и сбивает с пути истины, кого пожелает. Причём сбивает с истины Он лишь тех, кто этого заслуживает.
Причиной неверия и заблуждения становятся злодеяния людей. И, наоборот, многие люди по причине своего доброго нрава и любви к добродетели принимают истину и становятся верующими людьми. Рассказывая о причине заблуждения израильтян, Аллах сказал:
«Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ! Почему вы причиняете мне страдания, зная, что я послан к вам Аллахом?» Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведёт прямым путем людей нечестивых» (ас-Сафф, 5).
Народ Мусы осознанно отклонился от прямого пути, за что Аллах искоренил в их сердцах стремление к истине и поселил в них сомнение и замешательство.
Взято из книги «Сайд аль-хатыр», Ибн аль-Джаузи, 433