Наступил месяц Шавваль. Как следует его провести?
Чем знаменателен месяц Шавваль?
Еще совсем недавно мы радовались началу священного Рамадана, но вот он подошел к концу. Мы уверены, что все наши читатели постарались не упустить ничего из благословений этого месяца, но тем не менее, у многих по окончании Рамадана остается ощущение упущенных возможностей. Поэтому так важно сохранить тот настрой и вдохновение, которое мы испытывали на протяжении священного месяца, и перенести их на остальные месяцы года.
После Рамадана мы вступаем в месяц Шавваль, в котором тоже содержится много благ для верующих. Так чем же знаменателен этот месяц?
Праздник Ураза-Байрам
Первый день месяца Шавваль – это одновременно и праздник окончания поста, день разговения - Ид аль-Фитр (или Ураза-Байрам, как он называется у наших народов). Это один из двух самых значительных праздников у мусульман. Верующие радуются, что они сумели ради довольства Всевышнего выдержать целый месяц дневного поста, стараясь проводить это время в полезных, богоугодных занятиях – чтении Корана, дополнительных дневных и ночных молитвах, добрых делах – милостыне, угощении гостей, укреплении родственных связей.
Недаром месяц Рамадан считается тем временем, когда верующий человек испытывает особенный духовный подъем и вдохновение, у него появляются силы для обильного поклонения.
Сам день праздника Ураза-Байрам верующие начинают с особенного праздничного намаза – который совершается через небольшое время после восхода солнца. Мусульмане отправляются в мечеть, нарядившись в свои лучшие одежды, поздравляя по дороге друзей и знакомых с этим радостным днем. В дневное время по традиции они ходят в гости и принимают гостей у себя, навещают родственников, соседей, знакомых, приносят им угощение.
Пост в месяц Шавваль
В месяце Шавваль весьма желательно держать пост в течение шести дней – этот пост уже не считается обязательным, как пост месяца Рамадан, однако, если верующий прибавит к тридцати дням поста Рамадана еще и шесть дней поста в месяце Шавваль, ему обещана большая награда. В хадисе сообщается:
«Если кто-то завершил пост в Рамадан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду (саваб), будто бы постился весь год» (Сахих Муслим).
Почему желательно держать пост именно шесть дней? В другом хадисе объясняется смысл этого действия:
«Аллах сделал воздаяние за добро десятикратным, и поэтому месяц считается как десять месяцев, а пост шести дней – завершение года».
За каждый день поста обещано десятикратное вознаграждение – так что тридцать дней обязательного поста плюс шесть дней желательного (то есть, 36 дней), помноженные на десять, в сумме дадут как раз 360 дней – целый год поста. Поэтому тот человек, который будет держать шестидневный пост в месяце Шавваль, подобен тому, кто постился целый год.
Исламские ученые считают, что пост можно держать в течение любых шести дней месяца Шавваль – кроме первого дня, который является праздником Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр). Можно держать шесть дней подряд – а можно вразбивку, главное – не забывать сделать намерение на желательный пост этого месяца.
Верующему не следует упускать без серьезных причин такую возможность – ибо в хадисе сказано: «Тот, кто постился в месяц Рамадан и затем постился шесть дней в Шавваль, очищен от грехов со дня своего рождения». Тем более, что пост в Шавваль восполняет недостатки поста в месяц Рамадан, поскольку считается, что недостатки обязательного поклонения будут покрываться в Судный день из совершенных мусульманином дополнительных постов и молитв.
Что произошло в этот день в мусульманской истории?
В месяце Шавваль родился человек, благодаря которому сохранилось и дошло до наших дней наследие Пророка (мир ему) – сообщения о его словах и поступках. 11 числа месяца Шавваль 194 года хиджры (810 год н.э), родился автор самого известного сборника хадисов Сахих Бухари – имам Бухари.
Его полное имя Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джуфи, прозвище аль-Бухари он получил по названию города Бухары в Средней Азии, откуда он был родом. Мухаммад аль-Бухари происходил из семьи выходцев из Персии. Его предки были зороастрийцами, прадед будущего имама аль-Мугира принял ислам от правителя Бухары Ямана аль-Джуфи. Его отец был соратником имама Малика ибн Анаса (одного из имамов четырех мазхабов) и очень образованным человеком.
Мальчик рано потерял отца, его воспитывала мать – благочестивая и ученая женщина, которая постаралась дать сыну хорошее религиозное образование. Мухаммад с детства отличался необычайными способностями к наукам – передается, что в семь лет он выучил наизусть весь Коран, а к десяти годам знал наизусть несколько тысяч хадисов.
Когда юноше исполнилось 16 лет, его семья отправилась в паломничество в Мекку, после окончания хаджа его мать и брат вернулись в Бухару, а Мухаммад остался в Мекке еще на четыре года для получения знаний. Там он учился у знаменитых ученых по хадису, затем отправился в известные центры исламских наук. Так, в Багдаде он стал учеником великого имама Ахмада ибн Ханбаля, знаменитого ученого и знатока хадисов.
Имам также учился в Басре (современный Ирак), в городе Балх (Афганистан), в Дамаске обучался у имама Абу Мусхира, изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхьи ибн Мунхари в Нишапуре (Иран). Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей.
Современники отмечали необычайную память имама Бухари, которая позволила ему выучить огромное количество хадисов – считается, что он знал наизусть 600 тысяч хадисов, из которых потом отобрал 6 тысяч наиболее достоверных.
Юноши, которые учились вместе с ним, рассказывали, что он посещал вместе с ними занятия известных шейхов, но ничего не записывал. Когда кто-то из товарищей укорил его за это, посчитав, что Мухаммад напрасно тратит время на уроках, он попросил показать ему их записи.
Товарищи показали ему свои записи, где было собрано 15 тысяч хадисов. Каково было их удивление, когда будущий имам стал читать наизусть все эти хадисы и ни разу не сбился и не ошибся. Потом он спросил: «Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свое время?» − и после этого им стало ясно, что он намного опередил их в знаниях и способностях.
В другой раз, когда он был в Самарканде, тамошние знатоки хадисов решили проверить его память. Они взяли несколько тысяч хадисов и нарочно смешали между собой их тексты и иснады (цепочки передатчиков), после чего прочли все это перед аль-Бухари. Имам тут же указал, к каким иснадам относятся соответствующие сообщения, привел все в должный порядок, и никто из присутствующих не смог найти ни одной неточности.
Имам Бухари отличался не только удивительными способностями, но поразительным благочестием, щедростью, скромностью и отрешенностью от мирской жизни. Он старался говорить очень мало и всегда только по делу, боясь сплетен и пустых разговоров. Как-то раз он сказал об этом: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за злословие, когда я встречусь с Всевышним».
Поразительной была и его сосредоточенность в намазе. Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал ученикам: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву!
Во время Рамадана он закрывался в доме, полностью посвящая время молитвам и чтению Корана. Абу Бакр аль-Багдади передает: «С наступлением первой ночи священного Рамадана у Мухаммада бин Исмаила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».
Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью во время Рамадана, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».
В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда. Он жил там в окружении своих близких. Вскоре после этого он заболел и скончался в субботу, в ночь праздника Ураза-Байрам, после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры (870 год н.э.).
Пусть Всевышний будет доволен этим великим ученым.
Анна Кобулова