Наставление пятницы: принцип ответственного потребления и умеренности
Исраф в исламе: принцип ответственного потребления и умеренности
Ислам уделяет большое внимание умеренности, ответственности и внимательности в различных аспектах жизни. Одним из таких принципов является недопущение исрафа.
К исрафу в исламе относят расточительность или чрезмерное потребление. Исраф прямо противоположен таким исламским ценностям как бережливость, благодарность и забота о ресурсах.
Понимание исрафа
Исраф – это понятие, основанное на учениях Священного Корана и хадисах пророка Мухаммада ﷺ.
Священный Коран неоднократно подчеркивает важность избегать излишеств и расточительности. В суре Аль-Араф Всевышний сказал:
«Ешьте [разрешенную пищу] и пейте, но не будьте расточительны, поистине, Он [ваш Господь] не любит расточительных» (Аль-Араф, 31).
Многие исламские толкователи Священного Корана считают, что под выражением «ешьте и пейте» подразумевается не только пища, а использование всех природных источников для поддержания жизни.
Как определить границу, после которой начинается исраф?
Пророк Мухаммад ﷺ своими действиями и словами тоже учил сподвижников не допускать исрафа. Он советовал сподвижникам избегать расточительности, даже когда были доступны обильные ресурсы. В одном из хадисов говорится:
«Когда Сагд (р.а.) совершал омовение, вышел Посланник Аллаха ﷺ и подошел к нему. Увидев, как много воды тот употребляет для омовения, он вмешался: «Что это за исраф?» На вопрос Сагда: «Разве может быть исраф в омовении?» Пророк ﷺ дал следующее разъяснение: «Да, если даже вы находитесь на берегу протекающей реки» (Ибн Маджа).
Ответственное потребление
Как мы видим, исраф выходит за рамки материальных благ и охватывает все формы ресурсов, включая пищу, воду, электричество и время. При потреблении ресурсов мусульманам рекомендуется всегда помнить о бережливости, подходить к делу ответственно и не забывать благодарить Всевышнего за предоставленные Им блага.
Что касается еды, наш Пророк ﷺ призывал своих сподвижников есть умеренно и не набивать желудок полностью. В одном из хадисов он сказал:
«Не наполнял человек худшего сосуда, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы. Но если уж неизбежно (для него поесть больше), пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а треть – для дыхания» (Ибн Маджа).
Исраф, о котором мы и не подозреваем
Социальное и экологическое воздействие
Воздержание от исрафа имеет глубокое значение как для общества, так и окружающей среды. В глобальном плане расточительность негативно влияет не только на духовный рост людей, но также способствует неравенству и дефициту.
Когда ресурсы бессмысленно тратятся, то остается меньше тем, кто в них реально нуждается. Кроме того, чрезмерное потребление создает нагрузку на окружающую среду: истощаются природные ресурсы и растет загрязнение нашей планеты.
Практика воздержания от исрафа
Воздержание от исрафа требует изменения мышления и приверженности принципов осознанного потребления. Мусульмане могут использовать следующие практики, чтобы избегать исрафа в своей жизни:
1. Благодарность: развивайте чувство благодарности за блага, предоставленные Аллахом, и не забывайте о ценности и ограниченности ресурсов.
2. Умеренность: придерживайтесь умеренности во всех аспектах жизни, от потребления до досуга.
3. Сокращение отходов: сведите к минимуму потери пищи, воды и других ресурсов, планируя и потребляя только то, что необходимо.
4. Благотворительные пожертвования: делитесь избыточными ресурсами с нуждающимися посредством благотворительности: садака и закят.
Таким образом воздержание от расточительности и бережливость — это фундаментальная концепция ислама, которая способствует ответственному потреблению, благодарности Всевышнему и внимательности.
Всевышний призывает мусульман найти баланс между своими потребностями и желаниями. Благодаря этому, люди вносят свой вклад в более справедливый и устойчивый мир, не забывая при этом о таких важных исламских ценностях как благотворительность и сострадание.
Мухсин Нурулла