Наставление пятницы: как полюбить Всевышнего, если не знаешь пути к Нему?
Однажды наш любимый пророк, милость для миров, Мухаммад ﷺ задал своим сподвижникам следующий вопрос: «Кто является самым достойным, самым лучшим, самым ценным из людей? Вы знаете?»
Сахабы стали внимательно слушать, что же скажет Посланник Аллаха ﷺ далее, какое важное сообщение он им сообщит сейчас.
Пророк Мухаммад ﷺ, разъясняя этот вопрос, поведал следующее: «Самый достойный из вас тот, кто имеет пылкое сердце и правдивый язык».
Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! Мы поняли, что значит правдивый язык, мы понимаем кто такие правдивые люди, но что же касается сердца, что это значит?»
Какая она, настоящая любовь к Всевышнему?
На это наш Пророк ﷺ сказал: «Обладает пылким сердцем тот человек, в сердце которого живет любовь к Аллаху, Всевышнему Господу, любовь к людям и отсутствуют такие чувства как ненависть, зависть, вражда. Человек, обладающий самым чистым сердцем».
Несомненно, сердце – это то место, куда устремлен взор Всевышнего Аллаха, место, связывающее нас с божественным. Конечно же, то, что направляет человека, то что движет им, то что заставляет его быть благородным – это то, что заложено в его сердце, та вера, что заложена в его душе. Что у человека на душе, на сердце, то и проявляется внешне.
В другом хадисе нашего любимого пророка Мухаммада ﷺ, касающемся этого же вопроса, говорится следующее:
«Знайте, что в нашем теле, в теле человека есть такой кусок мяса, если он здоровый, то и все тело здоровое, если он болен, то и все тело больно. Знайте, что этот кусок мяса – сердце».
Из этого тела, из этого куска мяса, из этого органа берут начало плохие поступки, плохие стремления. Чистота сердца, чистота души, то, что вера вселяется именно в сердце человека. Поэтому в этом сердце не должно оставаться места плохим чувствам, плохим качествам.
Важно знать: Два вида любви Всевышнего Аллаха
Несомненно, язык человека также должен быть правдивым. Мы должны стремиться к правдивости как в речах, так и в поступках. А для этого изначально наше сердце должно быть правдивым.
Пусть в наших словах будет только правда. Пусть порой горькая, но правда. Не будем забывать, что Всемилостивый Аллах наблюдает за нами. Пусть в наших сердцах живет стремление к довольству Всевышнего Создателя. И пусть это чувство объемлет все наше сознание. Наша религия и этому нас учит. В Благородном Коране Всевышний Господь говорит:
أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
«Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?»
«Ар-Ра‘д / Гром», 13:28
Только поминая Всевышнего наше сердце находит покой, только в этом он находит радость. Наше спокойствие в этом мире и спокойствие в мире вечном, наше благополучие и здоровье тесно взаимосвязано со спокойствием нашей души, нашего сердца.
А для этого необходимо поминание Аллаха, необходимо помнить о Нашем Создателе, не забывать о Нем. Познать нашу религию, познав Своего Господа. Мы всей душой, всем сердцем должны стремиться к Всевышнему, к объединению с Ним. В конце намаза, который совершал Посланник Аллаха, он произносил дуа:
اللَّهُمَّ أنْتَ السَّلاَمُ ، وَمِنْكَ السَّلاَمُ ، تَبَارَكْتَ يَاذَا الجَلاَلِ وَالإكْرَامِ
«Аллахумма антас-салям ва минкас-салям, табаракта йа зальджаляли валь-икрам», – либо сидел столько, сколько потребовалось бы времени, чтобы произнести эти слова.
Это означало: «О Аллах, Ты – Тот, у Которого нет недостатков, от Тебя исходит мир, безопасность и благополучие. Ты – обладатель Величия и Щедрости».
Ас-Салям – одно из имен Всевышнего. Дарус-салям – одно из названий Рая, которое означает «обитель мира и благополучия».
Несомненно, наше спокойствие, благополучие и спасение, наше счастье зависят от Всевышнего Аллаха, от нашей тесной связи с Всемилостивым Господом, с нашей взаимосвязью с Создателем. И эта связь, это стремление познать Всевышнего должно быть всеобъемлющим.
Мы должны всей душой стремиться к довольству Аллаха. Наш любимый пророк уверял нас, что нашей основной целью, тем, к чему мы стремимся всем сердцем, должно быть именно это желание, желание добиться довольства Всевышнего, желание достичь этого должно преобладать.
Таким образом, наше сердце, наша душа должна стать обителью для любви к Всевышнему Аллаху. В противном случае, этот бренный мир, богатства и блага этого мира, положение в этом мире – ни что из этого не принесет нам пользы.
В этот день нас не спасут ни наше имущество, ни наше потомство. Ни что не сможет нам помочь. Мы предстанем перед нашим Господом лишь с тем, что приобрела наша душа, с тем, что есть в нашем сердце. Чистое сердце, свободное от грехов, от скверны, зависти, ненависти, вражды, гнева и злости.
Только такое сердце найдет спасение и обретет спокойствие и благополучие, достигнет довольства Всевышнего. Только такое сердце, которое полнится любовью к Своему Создателю, стремится только к Нему.
Гульназ Ситдикова
Фото: elements.envato.com