Наказание за проявление несправедливости
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (Сура «Худ», аят 113)
В Священном Коране слово “зульм” (несправедливость) употребляется в двух общих значениях, одно из которых относится к сфере вероубеждений, а второе – к сфере нравственности. В религиозной сфере это слово означает многобожие, неверие, обман (Ангам, 6:68, 93; Тауба, 9:23; Анбия, 21:2-3, 5; Хадж, 22:52-53; Зумар, 39:32). А в нравственном плане слово “зульм” имеет такие значения, как несправедливость, попрание законов, насилие, угнетение, притеснение, тирания, деспотизм. Как видим, эта сторона данного понятия в большей мере касается общественных отношений и повседневных человеческих отношений. Здесь мы будем рассматривать именно эту сторону понятия “зульм”, о которой идет речь и в приведенном выше аяте.
Наш великий Господь запретил любую несправедливость. Он ясно сообщил нам, что любой, кто совершит несправедливость, будь то мусульманин или неверующий, обязательно будет наказан за это. Прислушиваясь к этому предупреждению, мы должны не только сами не совершать несправедливость, но и не склоняться на сторону тех, кто несправедлив, кто попирает законы. А это значит, что мы не должны потакать их прихотям, не поддерживать их, не соглашаться с их беззаконием, не льстить и не угождать им. Ведь деспоты и тираны бесчинствуют не только благодаря поддержке своих сторонников, но и молчаливому согласию большинства.
Мы должны задать себе такой вопрос: «А не совершаю ли я сам несправедливости по отношению к другим?» Если в ответ мы можем сказать: «Нет, я не делаю ничего, что можно было бы назвать несправедливостью», тогда зададимся следующим вопросом: «А не склоняюсь ли я на сторону тех, кто совершает несправедливость?» Если мы хоть чем-то оказываем поддержку угнетателям, притеснителям, то должны немедленно отказаться от этого. Наша религия запрещает любые действия, которые можно расценивать, как склонение на сторону тех, кто попирает законы, даже если эти действия совершались из добрых побуждений.
Когда говорят о несправедливости, то на ум приходят такие слова и поступки, которые означают попрание чужих прав, насильственное отнятие чужого имущества и т. п. Конечно же, все это несправедливость. Однако несправедливость, зульм заключается не только в этом. Это понятие также включает в себя убийство человека, не имея на это права (Маида, 5:27-29), воровство (Йусуф, 12:75), захват чужого имущества обманным путем (Са'д, 38:24), лихоимство, угнетение мусульман и принуждение их покидать родные места (Хадж, 22:39). Можно даже еще более расширить рамки понятия несправедливости, включив в него любые противозаконные действия, которые наносят вред отдельным людям и обществу в целом, а также окружающей нас природе. Также несправедливо уничтожение животных, лесов, природных богатств. Когда человек не может получить то, что ему положено, когда при помощи взяток или мохнатой руки забирают то, что не положено по закону, злоупотребляют своим служебным положением, то все это тоже является разными проявлениями той же несправедливости. Так вот, чтобы не встать в один ряд с теми, кто совершает несправедливость, мы обязаны по мере наших сил воспрепятствовать подобным делам.
А в том случае, если мы будем склоняться на сторону тех, кто попирает законы, и встанем на их сторону, тогда нас коснется Огонь, как об этом сказано в продолжении аята. Если мы станем молчаливыми наблюдателями того, как вокруг нас совершается несправедливость, тем самым придавая им еще больше наглости, тогда мы сами совершим несправедливость по отношению к себе. Ведь тогда нас ожидает неминуемое наказание, и не будет у нас покровителей и помощников, если Аллах откажется нам помогать.
Islam-today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!