Нафс находится внутри человека, и счастлива та душа, которая распознает нафс
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 21. Разъяснение того, что нафс находится внутри человека, и счастлива та душа, которая распознает нафс повелевающий (нафс-и аммара) от нафса порицающего (нафс-и лаввама), нафс порицающий – от нафса вдохновленного (нафс-и мульхима), а нафс вдохновленный отличит от нафса успокоенного (нафс-и мутма`инна), и знай, что сущность нафса едина, и на каждой ступени, которой он достигает, ему дают название по причине его деяний
Если ты юноша властный и воинственный,
Или на службу (в услужение шейху – прим. ред.), нафсу шею отруби.
Если ты попал в руки нафса дурного,
Разве ты почувствуешь когда-нибудь запах Единого?
Нафс повелевающий (нафс-и аммара) взял тебя в плен.
Остался ты в плену его посрамленным и униженным.
Ведет он тебя к дурным деяниям,
Словно пес, мертвечину поедает.
Если правит тобой нафс повелевающий,
Разве тебе когда-нибудь будет дело до той стороны?
Мечом илла-Ллах (указание на свидетельство единобожия – прим. ред.) взмахни ты мужественно,
Убей его, если ты мудрый.
Когда убьешь его, узришь удовольствия,
Освободишься от него, станешь избранником Божьим.
Познаешь ты себя и почувствуешь запах Истинного (Хак).
После этого станет для тебя дозволенным владычество.
Ступишь на [ступень] нафса порицающего (нафс-и лаввама),
Освободишься от того рабства, царствовать станешь.
Он лучше [нафса] повелевающего в различении.
Тот презренен, а этот весьма дорог.
Хотя этот и ближе к нему,
Если у тебя есть разум, оставь их обоих.
Прилагай усилия, дабы спастись от них обоих,
Мужественно от них обоих ускользнуть.
Порицающий нафс – это всего лишь плут.
Разумен тот, кто питает к нему отвращение.
Если ты на нем застрянешь, [будешь] огорчен.
Если стал ты пленником его, ты мертв.
С изгнанием его дело завершится.
Кто с ним останется, участь того есть неспелый урожай.
Богатырем тот является, кто от него избавился.
Он сражения с таким врагом избежал.
Когда оказался он в безопасности от этих двух войск,
После этого взял путь на нафс вдохновленный (нафс-и мульхима).
Провел он малое и великое сражение.
Если так он поступил, то является он отважным как лев.
Степень его превыше их обоих,
Сто окошек из сердца его на ту сторону выходят.
В сердце его возникли вдохновения от Аллаха.
Благодаря вдохновленному нафсу узрел он эту чистоту.
Освободился от грубости и стал говорить мягко,
В речах расцвел, словно розовый сад.
Непрерывно странствовал он по некоему миру,
Ради себя самого такого рода добро совершил.
Кротость его возросла, стал он кротким.
В щедрости десницы его раскрылись весьма широко.
Дело нафса вдохновленного в самости его
Явило ему тело и знамения его.
После этого можно назвать его человеком.
Благодаря ему людям он становится закадычным другом.
Человечность исходит от него на всех.
Слава о нем распространяется по миру.
[Нафс] успокоенный обращает к нему лик,
Участь его делает лучше всех.
Когда дошел он до нафса успокоенного,
Взял тот его за руку и поднял наверх.
Затем стал познавшим Истинного (Хак) тот душою чистый,
Злу сказал: «Держись от меня подальше! Проваливай!».
Делом его тот чертог стал.
Об Аллахе и о себе самом сведущим он стал.
Обрел он то, что искал [всей] душой,
Благодаря Возлюбленному открылся ему путь в райские сады.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017