Собака, которая войдет в Рай
Всем известно выражение «собака – это друг человека». Действительно, собака считается самым распространенным и древним домашним животным, спутником человека с самых первобытных времен.
Когда первобытные люди располагались лагерем на привале и начинали готовить еду, из темноты за их действиями следили дикие предки современных собак. Кто-то из обитателей стоянки мог бросить им кости или внутренности убитых животных, оставшиеся после трапезы. Через какое-то время люди поняли, что эти животные могут быть им полезными – к примеру, охранять их место обитания от хищников, сопровождать их на охоте и помогать выслеживать добычу.
Считается, что произошло это примерно 10-15 тысяч лет назад на территории Сибири и Дальнего Востока, именно там наши предки начали приручать собак и держать их как домашних животных. Более того, со временем собака стала очень почитаемым и уважаемым животным – поскольку люди по достоинству оценили ее верность и преданность хозяевам, ее острый слух и обоняние, ее смелость и готовность к самопожертвованию ради человека, которому она служит.
Собаки стали персонажами древних мифов и частью религиозных культов. К примеру, египетский бог Анубис, владыка загробного мира, изображался с собачьей головой, в Древней Греции собака была спутником бога врачевания Асклепия. Некоторые сибирские народы верили, что собаки сопровождают души умерших в загробный мир.
Таких же убеждений придерживаются жители Непала, согласно преданию, они сторожат ворота в рай, так что в этой стране отмечается специальный день собак. На кладбище к западу от пирамиды Хеопса в Гизе была обнаружена гробница любимой собаки фараона – по его приказу, она удостоилась такого же почетного погребения, как его приближенные вельможи. Собаки вообще очень почитались египтянами.
Древнегреческий историк Геродот свидетельствует, что, когда в семье египтян умирала собака, они соблюдали по ней траур, как по члену семьи. Иногда тела умерших собак могли мумифицировать так же, как было принято делать это с телами людей. В настоящее время существует несколько сотен самых разных пород собак – от карликовых декоративных до огромных служебных.
Собаки выводились с самыми разными целями – есть охотничьи породы, есть пастушеские, есть охранные и служебные (некоторых собак специально учат искать оружие и наркотики), есть бойцовые собаки, которых выводили специально для собачьих боев; есть карликовые декоративные собачки, есть собаки-поводыри, которые помогают слепым людям.
Собаки в исламской религии
Отношение к собакам в исламской религии неоднозначное. С одной стороны, согласно фикху, исламскому праву, слюна собаки считается нечистым – ее присутствие на одежде или месте для молитвы может сделать намаз недействительным. По этой причине собак не следует держать дома (как разрешается держать кошек), поскольку в таком случае вам придется постоянно убирать за ними и следить за чистотой вашей одежды и мест для молитвы. Тем более, есть хадис, где говорится, что в дом, где есть собака, не будут входить ангелы милости Всевышнего.
При этом факихи (правоведы) оговаривают допустимость содержания собак служебных пород во дворе дома, в специальных помещениях: для охраны жилища, для помощи человеку в его работе, - как пастушеских и охотничьих собак. Также в исламе запрещается натравливать животных друг на друга для развлечения, поэтому нельзя держать бойцовых собак и участвовать в собачьих боях.
Однако такое отношение к собакам – как к животным нечистым, не делает собаку чем-то презираемым и дурным в глазах мусульман. Плохое отношение к собаке – как к любым живым существам, строго порицается, а хорошее, наоборот, вознаграждается. Вы слышали, чтобы человек, сделавший доброе дело для собаки, попал бы в Рай?
В одном из хадисов сообщается история о женщине, которая была блудницей, то есть, большой грешницей, занимавшейся «древнейшей профессией». В жаркий день она увидела на улице собаку, которая изнемогала от жажды. Женщина сжалилась над собакой, сняла с ноги башмак и зачерпнула для нее воды из колодца. За этот поступок ей были прощены её грехи (хадис приводится в сборниках Бухари и Муслима).
Существует хадис с аналогичным содержанием, где упоминается мужчина, который подобным образом сжалился над собакой: «Одного человека, который находился в пути, начала мучить жажда. Он нашёл колодец и спустился в него для того, чтобы попить воды. Когда же он поднялся из колодца, то увидел собаку, которая жевала влажную землю из-за жажды. После чего он обратно спустился в колодец, зачерпнул воды в свою кожаную обувь и напоил животное. За этот поступок Господь простил тому человеку все грехи».
Сподвижники Пророка (мир ему) удивились – неужели можно получить награду и за животных? На это Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Награда полагается за доброе отношение ко всему живому» (Бухари).
Более того, есть сообщения о том, что будет собака, которая сможет войти в Рай наряду с некоторыми особо избранными животными.
Это будет собака людей пещеры – асхабуль-кахф, которую, по преданию, звали Китмир. В 18 суре Корана «Аль-Кахф» (Пещера) рассказывается история юношей, служивших Единому Богу (по преданию, это были последователи Иисуса, мир ему).
Языческий правитель города, где они жили, узнал об их отвращении к идолопоклонству и пытался силой заставить их изменить своей вере. Спасаясь от преследований, они скрылись из города и укрылись в пещере – есть мнение, что их было семь человек, и с ними был преданный им пес.
В пещере они заснули – и чудесным образом проспали более трехсот лет (309 лет). После этого они проснулись – и, поскольку они не подозревали, что проспали так долго, один из них отправился в город купить для всех пищи. Когда продавец увидел монету, которую юноша подал ему, он удивился – такие деньги уже много лет не были в ходу в этой местности.
Юношу доставили к царю, – который, как и все остальные люди в городе, давно стал последователем истинной веры в Бога. Царь и все горожане собрались у их пещеры и дивились могуществу Всевышнего. Сами молодые люди и их собака вернулись обратно в пещеру, где уснули окончательно – до наступления Судного дня. Над входом в пещеру было сооружено место для молитвы. До сих пор в некоторых мусульманских странах принято заботиться о собаках.
К примеру, в Турции на государственном уровне принят ряд мер по уходу за бродячими собаками. В Стамбуле уличных собак отлавливают и временно размещают в приемниках. Здесь они проходят тест на агрессивность, их вакцинируют от бешенства, стерилизуются, после восстановления от операции возвращаются в те же районы, где они были пойманы.
Перед возвращением собак в их привычную среду обитания им устанавливаются ушные микрочипы, которые, по сути, являются их электронным документом. Такие же программы работают во всех городах Турции – насколько это позволяют средства местного бюджета.
Какой можно сделать вывод? Несмотря на то, что собаки являются самыми распространенными домашними животными, исламская религия накладывает определенные ограничения на их содержание дома, поскольку слюна и мокрая шерсть собаки являются нечистотами (наджас).
Не следует заводить дома комнатных декоративных собачек, но вполне допустимо держать служебных собак, которые необходимы для работы или для охраны, во дворе дома. Разумеется, при этом нужно следить, чтобы эти собаки не стали агрессивными и не угрожали безопасности соседей или домочадцев.
Анна Кобулова