Русские мусульмане: экскурс в историю
Когда заходит речь о русских мусульманах – многие высказываются в том духе, что ислам для русского есть противоестественное явление. В качестве аргумента обычно приводятся весьма спорные данные, что русские всегда были или язычниками, или православными, или атеистами, или представителями христианских сект.
Стоит отметить, что даже в исторической ретроспективе вопрос о естественности либо противоестественности ислама для русского человека довольно проблематично. Если рассматривать так называемую «русскость» с точки зрения идеологически нагруженной характеристики, то тогда истинно русскими можно считать только представителей главенствующей конфессии в рамках государственной церкви.
И совсем другое дело, если рассматривать русских как широкое этнокультурное явление, имеющее массу исторических проявлений и уходящее корнями в славянскую и индоевропейскую историю. Общеизвестная истина, что существуют целые славянские народы, исповедующие ислам (боснийцы, горанцы, помаки). При этом утверждения о насильственной исламизации перечисленных народов турками не соответствуют действительности, так как основу боснийского этноса составили христиане-ариане, одинаково противопоставлявшие себя православию и католицизму. Схожей является и история помаков, которые добровольно приняли ислам как альтернативу давления православной церкви.
А вот история массового обращения в ислам представителей других славянских народов известна куда менее. В монографии российского историка Д.Е. Мишина «Сакалиба: славяне в исламском мире в ранее Средневековье» описываются истории и каналы обращения представителей славянских народов в ислам. Среди прочих привлекает внимание история нескольких десятков тысяч славянских военных поселенцев, вытесненных византийцами на границы с Халифатом и впоследствии перешедших на сторону арабов-мусульман. География описанных в монографии событий от Руси через Центральную Европу ведет в Андалусию и далее через Северную Африку в Египет.
А о восточных славянах и русских, которые приняли ислам, свидетельствует происхождение ряда субэтносов, только на первый взгляд не русского происхождения. Первый из упомянутых этносов – это литовские татары. Несмотря на обилие версий, убедительно выглядит только одна – первоначальным истоком литовских татар были белорусские и литовские воины, поступившие на службу в Орду и там принявшие ислам.
Модель присоединения к тюркской знати нетюркских простолюдинов прослеживается и при формировании другого татарского субэтноса – мишар. Хронологически описываемая эпоха относится к периоду воцарения первых Романовых, которые незамедлительно начали гонения на служивых татар-мусульман, принуждая их принимать православие. Те, кто противился царской воле, покидали Московию и вместе со своими крестьянами уходили осваивать окраинные земли. Прибивались к татарам и беглые русские крестьяне, которых в этот же промежуток времени начали активно закрепощать. Со временем они принимали ислам и переходили на тюркскую речь, дабы скрыть свое происхождение.
Есть надежные свидетельства, согласно которым неоднократно беглые солдаты находили убежище у имама Шамиля и горцев-мусульман. Какое-то их количество потом растворилось среди народов Чечни и Дагестана. Известны и случаи принятия ислама русскими офицерами, столкнувшимися с мусульманами в годы Кавказской войны. Известно и о преследовании таких «вероотступников» со стороны властей. В то время Россия с опозданием шла по европейскому пути развития, который исключал подобные преследования.
В советские времена о свободном изучении религий и принятии ислама русскими и вовсе не могло идти речи. Исключением стала только Афганская война, в ходе которой были известны случаи обращения в ислам некоторых пленных и добровольного перехода советских солдат на сторону моджахедов с последующим принятием ислама. А вот в постсоветские годы уже появились первые русские, которые приняли ислам и продолжали жить в России.
Таким образом, этнические русские мусульмане существовали во все периоды истории России. Хотя официальная история предпочитает либо замалчивать этот факт, либо трактовать его с уклоном в противоположную сторону.
Islam-today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!