Можно ли желать себе смерти?
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
Вопрос.
Можно ли желать себе смерти?
Ответ.
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Пусть никто из вас, вследствие какого-либо несчастья, не желает себе смерти. Если же ему очень тяжело, то пусть скажет: «О, мой Господь! Если жизнь для меня является благом, то продли ее. Если же для меня благом является смерть, то ниспошли ее мне» (Бухари).
Однако важно учитывать два момента:
1. Данное дуа может совершаться только с намерением умереть, чтобы защитить свою честь или свою веру.
Например, Пророк Юсуф (а.с.) взмолил Аллаха: «Упокой же меня мусульманином [покорным Тебе] и причисли меня к праведникам [к пророкам, которые были до меня]» (Юсуф, 101).
Также, в Коране Аллах упомянул Марьям (р.а.), мать Исы (а.с.), которая, испугавшись того, что ее подвергнут гонениям, взмолилась: «Если бы я умерла раньше и была бы навсегда забыта!» (Марьям, 23).
Вспомним просьбу смерти Пророка (ﷺ): «О, Аллах! Я прошу у Тебя дозволенное и оставление порицаемого – любовь к бедным, а также прощения Твоего и милости для меня, и если Ты желаешь между рабами смуты (заблуждение), то забери меня к себе не заблуждённым» (Имам Малик, Тирмизи).
Некоторые из сподвижников желали для себя смерти по причинам, не имеющим отношения к мирской жизни. В Муватте приводится следующее дуа, которое делал Умар (р.а.): «О, мой Господь! Я состарился, мои силы ослабли, мое правление распространилось во все стороны. Забери же мою душу, пока я не понес ущерб и не приступил границ».
Смерти для себя просил и великий ученый и праведник имам аль-Бухари (рахимахуллахи). После своего изгнания он сделал такое дуа в тахаджуде: «О, Аллах, эта земля стала для меня очень тесной, несмотря на ее широту, поэтому призови меня к Себе».
2. Молить Аллаха о смерти из-за постигших мирских трудностей является грехом.
Риваят, переданный Ибн Хиббаном гласит: «Пусть никто из вас не желает себе смерти, из-за бедствий, постигших его в мирской жизни».
Почему людям нельзя просить Всевышнего о смерти?
В соответствии с вероубеждением ислама, смерть привязана к предопределению. А вера в предопределение является важной составляющей ислама.
В Коране сказано:
«И если бы Аллах наказывал людей за их зло [неверие и грехи] сразу же, на земле не осталось бы ни одного живого существа. Но Он [не подвергает их сразу заслуженному наказанию, а] дает им отсрочку до назначенного срока [до момента их смерти]. А когда их срок наступит, они не смогут ни отдалить его, ни приблизить даже на миг» (ан-Нахль, 61).
Человек не способен ни ускорить свою смерть, ни отсрочить ее. Но зато желание смерти может выражать недовольство предопределением и попытку убежать от испытаний и сложностей, которым нас подвергает Всевышний.
Но ведь Аллах в Коране сказал:
«Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью [незначительной по сравнению с теми бедами, от которых Мы вас оберегаем], голодом, уменьшением имущества, [смертью близких вам] людей и [гибелью] плодов [чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение]. Обрадуй же [о Мухаммад] терпеливых [Раем]» (аль-Бакара, 155).
Поэтому дуа о смерти, совершенная человеком, испугавшимся мирских сложностей, является недопустимой, потому что это подрывает его стойкость и терпение. Человек, который находится в действительно тяжелых жизненных обстоятельствах может попросить Аллаха для себя смерти, но только если она способна защитить его веру и честь.
«О, Аллах! Если жить – это благо для меня, то продли мне жизнь. Если же благом для меня является смерть, то забери мою душу» (Муслим).
Примечание: Желать смерть в имане (вере), просить Аллаха о ней и желать совершать самоубийство – это разные вещи.
Самоубийство в исламе ничем не оправдывается.
Автор: Эльвира Садрутдинова