Можно ли заранее подготовиться к смерти?
«Хорошая смерть» - само определение кажется каким-то оксюмороном. В конце концов, что может быть хорошего в смерти? Смерть - это всегда плохая новость, это наихудшее, что может случиться с человеком.
Тем не менее, врачи, каждый день имеющие дело со смертями людей, скажут вам, что смерть действительно может быть «плохой и хорошей». Специально для облегчения «плохой» смерти была создана медицинская практика паллиативной помощи.
С исламской точки зрения, хорошая смерть – это смерть праведного человека, то есть когда Всевышний был доволен таким человеком. Хотя мы наверняка никогда не можем знать смерть какого конкретно человека считается хорошей, тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему) оставил нам упоминания об определенных временах, местах или обстоятельствах смерти мусульман, которые можно считать хорошими.
Каждый год во время хаджжа в Мекке по разным причинам умирает большое количество мусульман. Единственным облегчением для родственников хаджиев является то, что их близкие скончались на святой земле.
Однако общепринятого мусульманского взгляда на хорошую смерть еще недостаточно. Он почти полностью вращается вокруг непознаваемой связи между покойным и Всевышним Аллахом, пренебрегая более практическими временными аспектами. В этой статье будет предпринята попытка освещения практической стороны «хорошей смерти» и ее связи с частью забытой Пророческой традиции, которую мы можем и должны оживить.
В современном секулярном дискурсе «хорошая смерть» предполагает как можно более спокойную кончину человека в соответствии с этическими и культурными стандартами. То есть безболезненная смерть от естественных причин в естественных местах (как правило, дома) в окружении родственников. Однако на самом деле большинство людей умирают совсем иначе.
Как подготовить себя к благой кончине?
Посланник Аллаха (мир ему) своей жизнью оставил нам прекрасный пример во всех аспектах жизни человека. И смерть в данном случае не является исключением. Относительно данной статьи, оглядываясь на жизнь Посланника Аллаха (мир ему), можно предложить 6 шагов, следуя которым мусульманин сможет подготовиться к наилучшему исходу.
Размышляйте и говорите о смерти.
Есть много способов подготовки к благому исходу, но все они имеют один и тот же первый шаг. Мы должны быть готовы задуматься об этом, но таким образом, чтобы подобные размышления не повергали в ужас и не сковывали нас. Важно перестать делать из смерти табу.
Посланник Аллаха (мир ему) часто размышлял о смерти и призывал к этому своих сподвижников. Через века этот призыв касается и нас: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений – смерть!» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
Поднимая тему смерти во время приятельских разговоров или в семейном кругу, мы выводим ее из монополии дискурса мечети. Это может означать, что дети мусульман могут посещать кладбища, похороны, а также принимать участие в разговорах о покойных родственниках.
Первое предупреждение
Первое предупреждение – это первая попытка принятия и обсуждения надвигающейся смерти. Это когда плохие новости о состоянии того или иного человека поступают поэтапно, чтобы подготовить человека к смерти морально. Эту практику часто используют доктора, чтобы маскимально тактично предупредить пациента или его родственников о том, что болезнь вошла в свою терминальную стадию.
Данный подход находит свое отражение и в исламе. Всевышний Аллах давал Своему Посланнику (мир ему) несколько подобных предупреждений. Первое, когда Джибриль (мир ему) дважды сделал хатм всего текста Корана, вместо одного, как они это делали в месяц Рамадан. Затем Аллах ниспослал аят о том, что Он довел Ислам до совершенства, что также было воспринято Посланником Аллаха (мир ему) как предупреждение.
Затем Пророк начал готовить к своей неизбежной кончине мусульманскую Умму во время прощального хаджа, а также во время своих проповедей в мечети.
Предупреждения очень важны. Они помогают нам подготовиться к наихудшему сценарию, вместо того, чтобы жить беспочвенными надеждами.
Выберите где и как вы хотели бы встретить предсмертный миг
Не каждый человек имеет возможность выбрать место для своей смерти. Однако, в случае естественной смерти, это очень важно, несмотря на то, что не у всех удается умереть у себя дома в окружении родственников, как они это планируют. К сожалению, мы чаще задумываемся о том, где пройдут наши выходные или дни отпуска и мало думаем о том, где пройдут наши последни часы жизни.
Посланник Аллаха (мир ему) переживал о том, где он встретит смерть. Пророк Мухаммад почувствовал сильную боль в то время, когда находился в доме одной из своих жен — Маймуны. Когда боли усилились, он стал спрашивать своих жён: «Где я буду завтра? Где я буду завтра?»
Так как Пророк (мир ему) проводил время в доме каждой из своих жен, когда была ее очередь. Они поняли его желание остаться в доме Аиши и позволили ему остаться там, где он пожелает.
Как должны быть проведены похороны?
Правила и обряды мусульманских похорон вполне конкретны. Но мы ошибемся, если будем думать, что даже в таком вопросе мы не имеем права на персонализацию. От нас зависит кого мы назначим имамом для джаназа-намаза, мы можем определиться с местом захоронения и с теми, кто опустит тело в могилу. Эти обстоятельства могут дать умирающему чувство покоя и примирения с устрашающей реальностью.
Так поступил Пророк (мир ему). Незадолго до своей кончины он распорядился, чтобы его тело было омыто водой из колодца аль-Гарс, потому как при жизни Посланник Аллаха (мир ему) любил воду из этого колодца за ее сладковатый привкус.
Как следует выбирать место погребения?
Это важное решение, даже несмотря на то, что усопший не сможет повлиять на это после своей смерти. Поэтому принято, что умерший должен быть похоронен в той местности, в которой он скончался. Много широко известных мусульманских кладбищь разрастались вокруг захоронений праведников или сподвижников Пророка (мир ему), таких как кладбище Джаннат аль-Муалла в Мекке, Султан Аюп в Стамбуле или Баб ас-Сагир в Дамаске.
Сподвижники были очень озадачены поисками места для погребения Пророка (мир ему). Большое облегчение пришло когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вспомнил как Посланник Аллаха говорил ему, что все Пророки хоронились там, где они встречали смерть.
Как должно быть поделено ваше наследство после смерти?
Наследственное право в Исламе очень четко регулируется, не оставляя мусульманам возможности для ошибки. Но, к сожалению, не все современные мусульмане, из-за разности законов в странах, в которых они проживают, могут быть уверены, что права их законных наследников будут соблюдены в соответствии с шариатом.
Пророк (мир ему) также беспокоился о том, что случится с его наследством после его смерти. Однако его наследство не включало в себя материальные объекты. Это было духовное наследие. Поэтому он неоднократно напоминал верующим, чтобы они не оставляли молитву и заботились о Матерях Правоверных. Кроме того, еще при жизни Посланник Аллаха (мир ему) указывал на положение Абу Бакра среди верующих, что в итоге привело к тому, что он был избран первым халифом Ислама.
Ваша жизнь значит гораздо больше, чем просто деньги и материальные объекты, которые будут поделены после вашей смерти. Вам очень повезет, если после вашей смерти люди смогут достойным образом распорядится вашим нематериальным наследием. Людям будет легче, если вы оставите для них указания.
В конце концов, лучший способ достичь хорошей смерти - жить хорошей жизнью. Жить для того, чтобы служить другим ради Аллаха, жить жизнью, наполенной смыслом и жить, поминая смерть.
Хорошая смерть в контексте Ислама – это смерть человека, которым Аллах был доволен при жизни. Хорошая смерть в контексте медицины – это смерть без страданий и боли в окружении родственников. Хорошая смерть в контектсе человечества – это смерть человека, который принес пользу окружающим людям. Все три контектста были объеденены в смерти Посланника Аллаха (мир ему).
И если нас всех ждет встреча со смертью, то почему бы нам не подготовиться к нему заранее?
Islam-today