• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Можно ли считать харамом то, что разрешил Аллах?

Время чтения: 4 мин
2502

«О, Пророк! Зачем ты запрещаешь [себе] то, что разрешил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? И Аллах – Прощающий, Милующий» (Ат-Тахрим, 1).

Это первый аят суры «Ат-Тахрим», которая получила свое название из слов «не считай харамом», впервые употребленных в этом аяте. Слово «харам» означает запрет. Как религиозный термин, обозначает действие, совершение которого категорически запрещено, в ясной и обоснованной форме.

Словами: «О, Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах − Прощающий, Милосердный», Всевышний предупреждает не только нашего Пророка (с.а.с.), но и всех верующих.

Если взглянуть на историю пророков, то мы увидим возникновение некоторых проблем в связи с вопросом объявления чего-то запретным. Среди пророков, предшествовавших Мухаммаду (с.а.с.), крайне ошибочно было понято послание, которое принес пророк Иса (a.с.). Это привело к обожествлению пророка Исы и появлению обособленного от общества класса священников. Они, объявив себя священнослужителями, присвоили себе право решать вопросы от имени Господа. И это положение критикуется в Коране со стороны Аллаха.

Наказание Аллаха: 10 причин, которые привели к гибели народ бану Исраил
Аллах посылал этим народам много пророков, но каждый раз они игнорировали и не повиновались повелениям Всевышнего Творца, за что были наказаны и прокляты. Именно неповиновение стало главной причиной постигшей их кары...
04.06.2020
24531

Наш Пророк (с.а.с.) также предупреждал мусульман, чтобы его умма не попала в такое же положение. В то время, когда пророческая миссия посланника Аллаха (с.а.с.) подходила к завершению, в этом и других подобных аятах на передний план выходят человеческие особенности нашего Пророка (с.а.с.). Здесь специально подчеркнуто, что досточтимый Пророк (с.а.с.) не может самостоятельно устанавливать правила, имеющие религиозное значение.

В связи с этим уместно привести хадис, известный в источниках, как хадис Усмана ибн Маз‘уна. В этом риваяте мы видим, что время от времени некоторые люди впадали в крайности. Но после вмешательства Пророка (с.а.с.) они вынуждены были отказаться от этих крайностей.

Передают от Анаса ибн Малика: «Однажды трое сподвижников пошли в дома к женам Пророка (с.а.с.), чтобы разузнать, как Пророк (с.а.с.) совершает ибадат. Когда им рассказали, сколько и как Пророк (с.а.с.) совершает поклонение, словно посчитав этого недостаточным, в один голос заявили: «Где мы, и где посланник Аллаха (с.а.с.)? Поистине, Аллах простил все прошлые и возможные в будущем грехи Пророка». А затем они поклялись. Один из них сказал: «Я по ночам буду постоянно совершать намаз». Второй сказал: «Я буду все время (каждый день) держать пост-ураза». А третий заявил: «Я буду жить отдельно от женщин, никогда не женюсь». Когда они говорили это, посланник Аллаха (с.а.с.) подошел к ним и произнес: «Это не вы ли заявляли то-то и то-то? Но вы знайте и подумайте вот о чем: я больше всех вас боюсь Аллаха и оберегаюсь. Вместе с тем, я (иногда) держу пост, а иногда не держу. (Часть ночи) я читаю намаз, а часть сплю. И я женюсь на женщинах (вот моя сунна такова). Каждый, кто не будет следовать по моему пути и отвернется, тот не из нас» (Сборники хадисов имамов Бухари и Муслима).

«Так Пророк ﷺ не делал!»
Сунной являются слова Пророка ﷺ, его поступки, молчаливые одобрения и нравственные качества.
01.02.2021
23433

Двигаясь от общего к частному, мы можем в основных религиозных произведениях найти много повествований, поясняющих 1-5 аяты суры «Тахрим». Их можно вкратце изложить следующим образом: наш Пророк (с.а.с.) посчитал для себя запретным нечто, в принципе являющееся разрешенным.

Всевышний Аллах сообщил ему в этом аяте, что неправильно подвергать себя лишениям, стараясь угодить своим женам. Даже если такое решение было принято в форме клятвы, не надо упорствовать в их исполнении, а лучше отказаться от подобных клятв и пойти по пути уплаты компенсации (каффарат).

Из данного наставления из Корана можно сделать два важных вывода: с одной стороны, о значении Пророческой миссии, а с другой стороны − о таком же важном значении семейных обязательств.

От посланника Аллаха (с.а.с.) нельзя требовать того, что превосходит его человеческие возможности, поскольку вопросы еды и питья, семейных отношений и другие подобные вопросы связаны с его человеческой природой. Поэтому в таких ситуациях посчитали более подходящим, если обратившись к разуму и сердцу своих жен, напомнить им, в каком положении они находятся, и попросить их сделать свой выбор.

Когда разрешенное становится запрещенным?
Что в Исламе подразумевается под понятием "запрет дозволенных вещей?"
02.10.2020
3968

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle