Можно ли давать закят немусульманам?
Большинство богословов из всех четырех суннитских правовых школ считают, что закят полагается отдавать лишь мусульманам. Потому что в своей основе закят - это право малоимущих мусульман (Касани, Бадаи, II, 49; Навави, аль-Маджму, VI, 197; аль-Фатаваль-Хиндийа, I, 207; Ибн Нуджайм, аль-Бахр, II, 261).
Однако в Священном Коране упоминается «муалляфаи кулюб», то есть говорится, что закят можно отдавать людям, чтобы предрасположить их сердца к исламу:
«[Обязательные] пожертвования [именуемые закятом] передаются только бедным [у кого средств недостаточно] и нищим [это те, у кого нет средств на жизнь], тем, кто их собирает [а также распределяет и ведет учет закята], и тем, чьи сердца [и расположение] хотят завоевать...» (сура «Ат-Тауба», аят 60).
Пророк (мир ему) тоже часть закята и других доходов государства раздавал людям, чьи сердца хотел расположить к исламу (Бухари, Фарзуль-хумус, 19; Тирмизи, Закят, 30). После его смерти некоторые люди просили у халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) выделить им часть закята, ссылаясь на действия Пророка (мир ему), видя это Умар (да будет доволен им Аллах) произнес следующий аят Священного Корана:
«И скажи [что Коран есть] истина от вашего Господа. Кто хочет, пусть верит, а кто не хочет, пусть не верит» (сура «Аль-Кахф» аят 29).
А зачем сказал, что люди из категории «муалляфаи кулюб» уже не остались и отказал им в просьбе (См. Касани, Вадаи, II, 45; Зайлаи, Насбур-райа, II, 394-395; Алийуль-кари, Фатху бабиль-инайа, I, 530)
Поэтому опираясь на иджтихад Умара (да будет доволен им Аллах) и на то, что то времена праведных халифов закят для категории «муалляфаи кулюб» не выделялся, большинство богословов пришли к выводу, что такая надобность отпала (Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф, IV, 361).
Однако нужно полагать, отказ Умара (да будет доволен им Аллах) был связан не с утратой силы некоторых пунктов 60-го аята суры «Ат-Тауба», а с тем, что он не причислял обратившихся к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) людей к категории «муалляфаи кулюб».
Запрещает ли Коран дружить с немусульманами?
Мухсин Нурулла