Может ли мой иман стать сильнее или ослабеть?
Имеются два разных взгляда ахли-Сунны по данному вопросу.
Согласно первому мнению, не может быть имана больше или меньше. Такова точка зрения последователей имама Абу Ханифы (да будет Аллах милостив к ним). К этому же мнению склоняется и аль-Джувайни из мазхаба ашгаритов. Имам Абу Ханифа (да будет Аллах милостив к нему) говорил так: «Мой иман такой же, как у Джибриля (алейхиссалям). Я не говорю, что он полностью совпадает с его иманом. Ибо это требует равенства. А вот схожест этого не требует».
В одном риваяте, переданном от имама Абу Ханифы и Фахруддина ар-Рази (да будет Аллах милостив к ним), даётся к этому такое пояснение: если покорность или непокорство раба не сказывается на достижении имана, то есть если считать, что иман ‒это одно, а покорность и благие дела ‒ это совершенно другое, тогда у имана не может быть прибавления или убавления. Можно сказать, что у каждого иман одинаков, так как одинаковы те вещи, в которые нужно уверовать.
Поскольку в этом случае иман будет означать убеждённость без сомнения, то в этом вопросе все му'мины одинаковы. Ведь малейшее сомнение означает неверие человека. Если же действия (амаль) считать частью имана, то в таком случае иман у человека будет увеличиваться пропорционально его покорности и благим делам.
Согласно второму мнению, даже если иман заключается исключительно в убеждённости, его может быть больше или меньше. Такова точка зрения ашгаритов.
Основу имана составляет достоверная убеждённость (йакин), которая может отличаться силой или слабостью. К примеру, разным будет уровень убеждённости человека относительно двух вопросов, один из которых является непреложной истиной, аксиомой, а другой ‒ умозрительной теорией. Конечно же, в первом случае убеждённости будет больше, чем во втором.
Вот поэтому, когда Господь спросил у Ибрахима (алейхиссалям): «Разве ты не веруешь?», он сказал: «Конечно верую! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось». Это является доказательством того, что иман может крепнуть.
Всевышний Аллах сказал:
Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось». Он сказал: «Возьми четырех птиц, зарежь их, прижав к себе, и положи по кусочку на каждом холме. А потом позови их, и они стремительно явятся к тебе. И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый».
Такой взгляд подкрепляется содержанием многих аятов и хадисов.
Всевышний Аллах говорит:
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа».
Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются.
Islam-Today