• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Рассказы, которые были важнее для Абу Ханифы, чем изучение фикха

Время чтения: 3 мин
2935

 

Чтение рассказов о пророках и посланниках, праведниках и великих ученых ислама благотворно влияет на веру и богобоязненность, успокаивает сердца и вселяет уверенность.

Всевышний Аллах, разъясняя пользу историй, говорит: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце» («Худ», 120).

Посредством коранических рассказов Всевышний вселял уверенность Своему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и помогал ему проявлять должное терпение.

Комментируя данный аят великий толкователь Корана Ибн Джарир ат-Табари (да помилует его Аллах), написал: «Аллах в этом аяте говорит: «О, Мухаммад! Мы приводим тебе рассказы о посланниках для того, чтобы ты понимал, с какими тебе трудностями придется столкнуться в деле призыва. Все, что Мы рассказываем тебе, - истина, так пусть же верующие следуют назиданиям» («Джами' аль-Баян фи тавиль аль-Куран»).

О великой пользе поучительных историй ученые говорили в своих книгах. Табиин Суфьян ибн Уейна (да помилует его Аллах), например, говорил: «Милость ниспосылается в то место, где говорится о праведниках».

У каждого народа, нации есть свои герои, о которых люди слагают легенды и сказания. Сказки о смелых воинах, богатырях, мудрецах, литературные рассказы о подвигах тех или иных героев непременно сочиняются и издаются с целью посеять в умах людей определенные воззрения и взрастить в них определенные качества. Человек не может жить без образца для подражания. Представьте, что до нас дошли лишь религиозные повеления и запреты без преданий о жизни и поступках Пророка и его сподвижников, без коранических историй о пророках и праведниках. Какое бы влияние имели сухие правовые решения фикха и религиозные догматы? Рассказы побуждают нас жить по Исламу и перенимать себе благородные качества предшественников нашей Уммы.

Абд ар-Рахман аль-Джами (да помилует его Аллах) о необходимости изучения жизни праведников говорил: «Люди, которые изучают жизнь праведников, начинают различать свои недостатки. Так он излечивается от недугов самообольщения, гордыни и бесполезных надежд на будущее».

Имам Джунейд аль-Багдади (да помилует его Аллах) однажды сказал: «Рассказы – один из воинов Аллаха. Посредством них Всевышний вселяет в сердца верующих успокоение и уверенность». Когда имама спросил о доказательстве его слов, он объяснил: «Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце».

О своей любви к чтению рассказов Абу Ханифа (да помилует его Аллах) говорил: «Рассказы о жизни и свершениях праведных предшественниках дороже мне, чем изучение фикха, так как эти рассказы повествуют нам об их нравах. Аргументом этого является аят: «Это - те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем. Скажи: «Я не прошу у вас вознаграждения за него. Это не что иное, как Напоминание для миров» («аль-Ан'ам», 90)».

В другом аяте Всевышний Аллах изрек: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это - не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» («Юсуф», 111).

Упоминаемый после рассказа о пророке Юсуфе (мир ему) данный аят разъясняет, насколько важна и поучительна эта история. В подобных рассказах содержится множество назиданий, однако они приносят пользу лишь тем, кто обладает полноценным разумом и размышляет над этими историями.

Малик ибн Динар, да помилует Аллах этого великого предшественника, говорил: «Рассказы о праведниках – райский подарок».

Мухаммад Ибн Юнус (да помилует его Аллах) сказал: «Я не знаю ничего, чтобы так же влияло на сердца людей, как поминание праведников».

Этот ученый должен был удостоится Рая, но его место было отдано собаке

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle