• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Курбан или деньги: можно ли вместо курбана раздать деньги нуждающимся?

Время чтения: 7 мин
5184

В последнее время некоторые люди, позиционирующие себя мусульманами, стали считать, что вместо курбана лучше отдавать милостыню нуждающимся в денежном эквиваленте, ибо, по их мнению, не все едят мясо, деньги могут быть нужнее или просто жалко приносить животное в жертву.

Изначально следует отметить: такая смелость обсуждать волю Всевышнего, которой мусульмане неуклонно подчинялись вот уже более 1400 лет, может исходить либо от невежд, либо от тех, кто намеренно стремится пошатнуть основы ислама.

Верующим необходимо сохранять бдительность против новых веяний в отношении своей религии. Ведь смуты последних времён, о которых упоминал посланник Аллаха ﷺ, будут доходить до того, что даже достопочтенная Кааба подвергнется полному разрушению!

Курбан – один из двух великих и значимых праздников мусульман, приближающих (от слова «караба» – приближение) их к Аллаху. Это не просто праздник, а таинство между рабом и Создателем, сказавшего:

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите (что дорого для вас)!» (Али Имран, 92).

Мудрость Курбана: о чем важно знать, намереваясь принести жертву
Однако, мудрость веления Аллаха приносить жертву заключается не в том, чтобы лишить рабов их имущества и, поистине, Всевышний не нуждается в том, чем жертвуют люди... В чем же мудрость Курбана?
30.07.2020
6147

Пророк Ибрахим (а.с.) готов был пожертвовать своим любимым сыном Исмаилем ради исполнения воли Господа. Суть этого в том, что ислам – религия, проповедующая единобожие и абсолютную преданность Господу. Поэтому не может в сердце верующего быть выше любви, чем любовь к Создателю.

Ибрахим сильно любил своего долгожданного сына, и Всевышний повелением принести его Ему в жертву словно бы напомнил пророку эту истину. И даже сегодня среди народа можно услышать слова: «Нельзя сильно любить кого-то или что-то, иначе потеряешь».

Почему курбан невозможно заменить деньгами?

Во-первых, суть праздника жертвоприношения заключается именно в иракъатуд-дам – испускании крови жертвенного животного, выполняя в дни Курбана волю Аллаха Джалля Джалялуху:

«Жертвенных животных Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха» (Хадж, 36);

«Посему совершай (праздничный) намаз ради своего Господа и совершай курбан» (Каусар, 2).

Посланник же Всевышнего ﷺ говорил: «В десятый день месяца Зуль-Хиджы нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить потомки Адама, чем курбан! Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадёт на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем!» (Тирмизи, 1493).

Можно ли после этого сравнивать курбан с милостыней? Нет же! Воистину, даже если человек своей милостыней решит нужды всех находящихся в священных землях бедняков, это не будет равноценно курбану!

Также некоторые сегодня говорят, что курбан обязателен лишь тем, кто совершает паломничество-хадж. Но то лишь их измышления, ибо до этих времён все верующие исполняли курбан вне зависимости от того, где они находились. Все исламские учёные были на этом. Как же современные люди осмеливаются ставить себя выше всех тех поколений, которые были явно ближе к истинному пониманию религии?!

Во-вторых, цель праздника жертвоприношения не заключается в помощи нуждающимся путем раздачи им мяса или определённой суммы денег в их пользу. Для этого в исламе существует другое повеление – закят и закят аль-фитр, которые выплачиваются деньгами, скотиной или же урожаем – кто, чем облагодетельствован:

«Совершайте молитву и выплачивайте закят» (Бакара, 43).

Интересно! Читайте также: Две стороны милостыни

Кроме того, обязательность раздачи мяса нуждающимся не является условием курбана, что так же опровергает упомянутые домыслы людей о замене его деньгами. Мясо можно полностью оставить себе, а можно и раздать. Лучше (мандуб) разделить курбан на три части: одну дать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе.

И при таком раскладе желающие заменить курбан деньгами должны либо оставить свои деньги себе (по сути, не совершать никаких жертв), либо отдать 2/3 части денег близким и нуждающимся, а значит опять-таки не совершить полной жертвы.

Тогда, чтобы считать себя исполнившими «денежный» курбан, они, согласно этой тупиковой логике, вынуждены были бы пойти единственно оставшимся путём – отдать нуждающимся всю сумму, эквивалентную сумме жертвенного животного, лишая себя и своих близких милости Аллаха (усложняя жизнь). И это всё равно не принялось бы Всевышним в качестве истинного курбана.

Потому попытки людей заменить его финансовой помощью нуждающимся ничем не обоснованы и не могут служить альтернативой великому обряду, предписанному мудрым Господом!

На грани: виды заработка мусульман, которые могут стать недозволенными
Рассмотрим же некоторые виды заработка различных сфер, граничащих с харамом или вовсе являющихся запретным для верующих...
21.05.2020
32012

В-третьих, оберегание животных от закланий с целью сохранения их жизни из таких побуждений, как милосердие, сострадание к ним, никак не согласовывается с вероубеждением ислама. Эти качества, безусловно, прекрасны и ценны, однако нужно понимать, что скотина изначально предопределена для службы человеку:

«Он сотворил скот, который согревает вас и приносит пользу, им же вы и питаетесь. Вы наслаждаетесь красотой домашних животных и тогда, когда вечером пригоняете их в загон, и тогда, когда утром отгоняете на пастбище. Они перевозят вашу поклажу в края, достичь которые вы могли бы только ценой телесных тягот. Воистину, Господь ваш – сострадательный, милосердный, сотворил также коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как украшениями» (Нахль, 5-8);

«Ни мясо, ни кровь их (курбана) не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность (проявляющаяся в готовности исполнять повеление). Так Он подчинил скотину вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро!» (Хадж, 37);

«Воистину, животные служат назиданием для вас: Мы поим вас тем, что находится у них в утробах; они приносят вам много пользы, и вы питаетесь от них» (Му’минун, 21).

Верующие не могут смотреть на животных как на равных себе. Они, будучи наместниками на земле (халифами), используют их по предназначению. Их милосердие с богобоязненностью проявляются в справедливом отношении к ним (не мучать, не оставлять голодными). Известно много наставлений и предупреждений посланник Аллаха ﷺ на счёт этого. Например, он говорил:

«Бойтесь Аллаха в отношении животных, которые не могут говорить о своих нуждах. Если вы ездите на них, обращайтесь с ними соответственно (не перегружайте их), если вы держите их для еды, выгуливайте их на хороших пастбищах, где достаточно пищи» (Абу Дауд);

«Воистину, Аллах предписал делать добро по отношению ко всему сущему. Даже если вы убиваете, то убивайте по-хорошему (не мучая, быстро), если совершаете забой, то делайте это хорошо. Пусть человек остро наточит свой нож и не мучает животное» (Муслим).

Таким образом, верующим, которые успели последовать заблуждению относительно Курбана, необходимо пересмотреть свой путь. Ибо, воистину:

«от того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон!» (Али Имран, 85).

Чудо хаджа и о том, как превратить свою жизнь в хадж
Хадж является особой школой нравственности и духовности. Имеет глубокое смысловое значение и для повседневной жизни мусульман. Он учит...
28.07.2020
5331

Автор: Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle