Кто освобождается от соблюдения поста в Рамадан?
Рубрика «365 шагов к исламу» продолжает тему поста в месяц Рамадан.
В Коране сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
أَيَّامًا مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُوا خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
Перевод:
«О, верующие! Предписан вам пост [в месяц Рамадан] так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными. [Пост – это] считанные дни. А кто из вас болен или в пути, [в этом случае он может не держать пост, но тот] пусть постится такое же количество дней в другое время.
А на тех, кто может [поститься] – фидья [искупление, и это] накормить бедняка. А кто добровольно сделает [больше] хорошего, то это лучше для него. Однако поститься лучше для вас [чем выплачивать фидья], если бы вы знали [это, вы бы непременно постились]» (сура «аль-Бакара», аяты 183-184).
Зейд бин Халид аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, кто во время ифтара накормит постящегося, получит вдобавок саваб, равный савабу того постящегося человека» (Тирмизи, Саум, 82).
Дуа:
«О, Аллах, ради тебя я постился, в Тебе уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу» (Абу Дауд, Саум, 22).
При каких условиях человек обязан держать пост?
Согласно исламу, чтобы человек нес ответственность за свои поступки, необходимо чтобы он был мусульманином, достиг совершеннолетия (половая зрелость) и находился в здравом уме. Эти условия относятся и к обязанности соблюдать пост. Поэтому если человек является мусульманином, достиг совершеннолетия и находится в здравом уме, то он должен держать пост в месяц Рамадан (Касани, Бедаи, II, 87).
Однако, даже если человек имеет все указанные признаки, иногда ислам разрешает не держать пост. Уважительными причинами могут быть - путешествие, болезнь, беременность или кормление ребенка, старость и другие.
Кроме того, детей, не достигших совершеннолетия, необходимо постепенно приучать к совершению намаза и к соблюдению поста. Так, например, посланник Аллаха (мир ему) советовал детей в возрасте от 7 до 10 лет уже начинать приучать к намазу (Абу Дауд, Салят, 26).
Islam-Today