"Кто не печалится о трех вещах, тот не познал печаль и радость..."
Сабит бин Хаджаж передал от 'Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Взвешивайте свои души до того, как будут взвешивать ваши деяния. Требуйте отчет у собственной души до того, как потребуют отчет от вас (в другом месте). Украсьтесь ради великой цели. Эта цель - Судный день. Вы придете в Судный день и никто не скроется в этот День».
Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему) хадис кудси. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Всевышний Аллах сказал: «О, рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О, рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас! О, рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю!
О, рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену! О, рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О, рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!
О, рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас , это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О, рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас , это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чем-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня есть настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!
О, рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо , воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пенает ни на кого, кроме самого себя!».
Передано от Абу Са'ида Худри (да благословит его Аллах и приветствует), что Пророк (мир ему) сказал: «По-сещайте больных, следуйте за покойниками. Они напомнят вам об ахирате».
Сообщается, что однажды некий мудрец, увидев группу людей, которые следовали за покойным и желали для него милости, сказал: «Было бы лучше, если бы вы пожелали милости для себя. Однако этот покойник умер и освободился от трех видов страха. Во-первых, он увидел ангела смерти. Во-вторых, почувствовал горесть смерти. В-третьих, узнал страх последнего дыхания».
Было сказано: «Однажды Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) услышал, как один человек, стоявший за покойником, спросил: «Чьи это похороны?». Абу Дарда ответил ему: «Твои, если эти слова тебе не понравились, то это мои похороны. Всевышний Аллах сказал: «Ты ведь смертен, и они смертны»1.
Передано от Ибрахима Тайми, сказавшего: «Какая польза от веры, если божий раб не в постоянной тревоге о том, будет ли он обитателем рая или нет. Ибо обитатели рая скажут:
«Поистине, прежде чем нам было даровано это блаженство, мы жили, среди нашей семьи, страшась наказания Аллаха»2.
Передано от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Знающему наизусть Коран необходимо выполнять следующие дела: бодрствовать ночью, когда другие спят, соблюдать пост, когда другие едят, быть печальным, когда другие радуются, плакать, когда другие смеются, быть снисходительным, когда другие проявляют высокомерие. Также знающему Коран наизусть нужно быть печальным и мягкосердечным. Ему не подобает быть беспечным и жестокосердечным».
Шакик сказал: «Нет лучшего спутника для божьего раба, чем печаль и страх. Он печалится за прошлые грехи и испытывает страх из-за незнания того, что ожидает его в будущем (в Судный день)».
Хаким сказал: «Кто не печалится о трех вещах, тот не познал печаль и радость.
Во-первых, печалиться об имане: «Смогу ли я покинуть этот мир с иманом?».
Во-вторых, печалиться о повелениях Аллаха: «Выполняю ли я должным образом приказы Аллаха?».
В-третьих, печаль о врагах: «Смогу ли я освободиться от них?».
Передано от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Если один глаз заполнится слезой и заплачет (из-за страха перед Аллахом), то Всевышний Аллах запретит огню жечь этот глаз. Если эта слеза прольется по лицу этого человека, то его лицо не настигнут слабость и унижение. Для каждого благодеяния есть награда, а что касается слезы, то она тушит огненные ямы. Если в общине один раб заплачет из-за страха перед Всевышним Аллахом, то Аллах благодаря плачу этого раба проявит милость ко всей общине».
Ка'б Ахбар сказал: «Для меня лучше пролить слезу по лицу из-за страха перед Всевышним Аллахом, чем выплатить золото на вес моего тела в качестве садаки. Огонь не коснется того, кто плакал в этом мире из-за страха перед Всевышним Аллахом».
Передано от ’Абдуллы бин Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Если у человека из глаз прольются капли слез размером с комара или голову комара из-за страха перед Всевышним Аллахом и достигнут лица, то не коснется этого лица вовеки огонь ада».
Передано от Хасана Басри, что Пророк (мир ему) сказал: «Нет ничего такого, что Аллах Всевышний любил бы больше двух капель. Первая капля - это слеза, пролитая (от страха перед Аллахом) темной ночью, а вторая - это капля крови, пролитая на пути Всевышнего Аллаха».
Передано от Зияда, который сказал: «Всевышний Аллах в некоторых книгах сказал: «Если Мой раб заплачет из-за страха передо Мной, то Я, уменьшив на него Свой гнев, одарю его наградами. Также если мой раб заплачет из-за страха передо Мной, то в раю (его плач) Я превращу в радость».
Передано от ’Умара бин ’Абдул’азиза, что он всю ночь совершал намаз и до рассвета, изливая слезы, многократно читал следующий аят: «Когда оковы и цепи будут у них на шеях и будут их влачить по кипящей воде, а затем их бросят в огонь, где они будут сожжены в его пламени»3.
Передано от Тамима Дарида, что он читал следующий аят:
«Те, которые творили зло, придерживаясь неверия и совершая грехи, думали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали благочестивые деяния, так, что Мы уравняем их в жизни и в смерти. Как скверно они рассуждают, если думают, что они подобны ве-рующим!4» , - и плакал до рассвета.
Передано от Пророка (мир ему), что он плакал до рассвета, многократно читая аят:
«Если Ты накажешь их за то, что они делали, то ведь они - Твои рабы, и Ты сделаешь с ними, что захочешь. Если Ты их простишь, то ведь Ты - Единственный, Непобедимый, Мудрый и Всемогущий Владыка!5».
Сообщается, что когда Давуд (мир ему) совершил грех, то не пил никакого напитка. Но если что-то пил, то половиной жидкости этого напитка были слезы из его глаз.
_____________________________
1. Сура «Аз-Зумар», 30 аят.
2. Сура «Ат-Тур», 26 аят.
3. Сура «Гафер», 71-72 аяты.
4. Сура «Аль-Джасийа», 21 аят.
5. Сура «Аль-Маида», 118 аят.
Из книги "Танбихуль-гафилин"