Кто лишится веры в конце жизни?
Есть один хадис посланника Аллаха (мир ему), который лишает верующего надменности и самонадеянности. Он сказал:
«Поистине, любой из вас может совершать благие дела до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Огня и войдёт туда.
И точно так же, любой из вас может совершать дурное, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Рая и войдет туда» (Аль-Бухари (3208) и Муслим (2643).
Всем известно, что жизнь непредсказуема. Сегодня может быть так, а завтра - иначе. Мы знаем, как внезапно может измениться настроение, и из, казалось бы, человека-одуванчика с великолепным характером, наружу вырывается сущий дьявол, стоит лишь задеть его самолюбие! А самым страшным является то, что никто не знает, в какой момент и в каком положении настигнет его смерть.
Супруга Пророка (мир ему) Аиша (радыяллаху анха) заметила, как он весьма часто говорил в своих молитвах: «О, Изменяющий сердца, укрепи наши сердца на Твоём пути!» (Йа мукаллибаль кулюби! Саббит кальби аля диникя!) Она спросила его: «О, посланник Аллаха, почему ты помногу просишь именно об этом? Разве ты боишься?» Пророк ответил: «Я не уверен, о, Аиша. Сердце раба находится во власти Аллаха. Всевышний может повернуть его, как пожелает...»
Конечно, Господь волен творить желаемое, и с Него нет спроса: «Его не спрашивают о Его действиях, но это они [творения] будут спрошены [об их поступках в Судный день]» (сура «аль-Анбия», аят 23).
Однако Он Справедливый, Мудрый и воздаёт лишь по заслугам. Ему известно то, что в сердце каждого раба: искренность или лицемерие, поклоняется он Аллаху или же своим страстям, прикрываясь религией: «Скажи [им, о Мухаммад]: «Неужели вы хотите научить Аллаха вашей вере?! Ведь Аллах знает все, что на небесах, и все, что на земле. И Аллах знает обо всем» (сура «аль-Худжурат», аят 16).
Всевышний по справедливости обнаруживает истинное содержимое сердца человека в конце его жизни.
Почтеннейший Посланник (мир ему) понимал, что не благодаря своей вере и поклонению он достигает успеха, а лишь по милости Великого Господа. Ведь поклонение - это обязанность раба, а не одолжение Всевышнему, за счёт которого раб обеспечивает себе Рай:
«Они [эти бедуины] попрекают тебя милостью [как будто делают одолжение] тебе (о, Пророк) то, что они покорились Аллаху [что приняли Ислам] (и что последовали за тобой и помогают тебе). Скажи (им): «Не делайте мне одолжений вашей покорностью (Аллаху) [что вы приняли Ислам]. Наоборот, это Аллах оказал вам милость тем, что Он привел вас (к Вере), если (уж) вы правдивы (в своей вере)!» (сура «аль-Худжурат», аят 17).
Но среди людей есть такие, которые гордятся своей верой и думают, что непременно предстанут перед Всевышним обладателями чистых сердец. При этом они мысленно и вслух оскорбляют других, выискивая, как им кажется, недостатки в их поклонении.
Сам Божий посланник (мир ему) был скромен перед Всевышним, страшась за свой конец. А что же остаётся простым грешным верующим, на которых Аллах обращает своё внимание исключительно из-за любви к Своему посланнику, и судьба которых зависит от его шафаата (заступничества) в Судный День? Ведь сказано:
«Однажды Пророк (мир ему) плакал, взмолившись: «О, Аллах! Защити мою умму, смилуйся над моей общиной!» На что Всевышний приказал: «О, Джибриль! Всевышний сведущ обо всём и знает лучше, но спроси у Мухаммада почему он плачет». Джибриль снизошёл к Пророку. Мухаммад (мир ему) сказал, что находится в страхе за свою умму. После того, как ангел передал эти слова Всевышнему, Аллах сказал: «О, Джибриль! Ступай к Мухаммаду и передай благую весть о том, что: «На том свете Я сделаю его довольным положением той общины, за которую он переживает (дав разрешение на заступничество)!» (Муслим, «Иман», 346).
По этой причине, мусульмане помногу читают салаваты, прославляя Хабибуллаха (мир ему) — любимца Всевышнего в надежде на эту милость.
Сердцу мусульманина подобает всю жизнь пребывать в состоянии между надеждой на милость Аллаха и страхом перед Ним. Нельзя гордиться своими благими деяниями и быть уверенным в своём спасении. Когда мы видим грешников, совершающих нечестие, нужно воздать хвалу Всевышнему за то, что мы не оказались такими же.
Не дозволяется унижать кого-либо из-за его грехов. Униженным является сам грех, и Господь даёт возможность человеку раскаяться до последнего вздоха. Кто и почему лишится веры в конце жизненного пути, известно одному Аллаху Газза ва Джаль. Поэтому нельзя унижать никого из Его творений. Сердца принадлежат Ему, и Он тот, кто возвеличивает и кто унижает!
О, Изменяющий сердца, укрепи наши сердца на Твоём пути...
Айна Замаева