Кто является истинно верующим перед Аллахом? Ответ имама Абу Ханифы
Начало: В чем превосходство знающего человека над незнающим?
Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. С самого детства, благодаря своим родителям, он проникся любовью к семье Пророка Мухаммада (мир ему) и искренностью в религии. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка, которые только зарождались в то время, и изучил арабскую литературу.
В результате такой деятельности Абу Ханифа достиг невероятных высот в знаниях, особенно глубоко погрузившись в вероучение ислама. Абу Ханифа стал выдающейся личностью в истории исламского фикха. Абу Ханифа также является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди.
Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы:
Ученик:
– Поведайте же мне, что есть иман (вера)?
Ученый:
– Иман (вера) – это свидетельствование (тасдик), познание, уверенность (якыйн), подтверждение (икрар). Свидетельствование людей бывает трех видов. Есть те, кто свидетельствует (подтверждает) свою веру как сердцем, так и языком. А есть те, кто свидетельствует о своей вере сердцем, но лгут языком.
Ученик:
– Вы раскрыли мне ответ на вопрос, который я не мог найти. Расскажите об этих трех группах людей. Поведайте, кто из них является истинно верующим перед Аллахом, а кто – нет?
Ученый:
– Кто подтверждает веру в Аллаха и в то, что ниспослано от Него, и сердцем, и языком, тот является истинно верующим, как перед Всевышним Аллахом, так и перед людьми. Кто подтверждает языком, но отрицает сердцем, тот является неверующим перед Аллахом, но верующим перед людьми. Ведь людям неизвестно то, что у него на сердце. Но по причине свидетельствования языком и произношения шахады, его следует считать верующим, так как мы не можем заглянуть в его сердце. Есть также те, кто является верующим перед Всевышним Аллахом, но неверующим перед людьми.
Таково положение тайной веры, когда человек произносит слова неверия своим языком. Кому неизвестно о том, что он поступает так по причине сокрытия своей веры, считает его неверующим. Но перед Всевышним Аллахом он является верующим.
Из книги «Пять трудов Имама Агзама»