Крамольные мысли
У Сатаны есть различные игры, тактики и стратегии сбивания верующего человека с пути истины. В своих проектных лабораториях Иблис обсуждает с приспешниками: «Как же сбить этого человека с ног? Как затуманить его разум?» Но есть и люди, которые идут за ним по пятам без какого-либо принуждения. Это как в одной притче. Мимо мечети проходил один человек. И вот он увидел во дворе мечети стоящего у входа с поводьями.
- Кого ждешь? - спросил он стоящего у входа.
- В этой мечети есть люди, падающие ниц перед Аллахом, поклоняющиеся Ему. Как только они выйдут, я накину эти поводья им на шеи и заставлю мне подчиниться.
Человек, который не ходит в мечеть, говорит:
- А где моя упряжка, мои поводья?
- А тебе и не нужны поводья, ты по одному моему знаку спешишь за мной... – ответил ему Сатана.
Но теряют не только те, кто не ходит в мечеть, можно ведь проиграть и находясь в мечети. Проиграть из-за рия, показухи. Из-за скверных предположений о человеке или людях, называемых «су-и зан». Тогда, когда можно было найти оправдание своему брату или сестре, человек думает плохо, этим совершает грех. Придает такой смысл сказанным словам, который не подразумевался, дает насколько можно отрицательную оценку увиденному. Таким образом, человек сначала свою жизнь превращает в ад, не может найти покоя. С другой стороны, питая о других скверные мысли, начинает порочить людей в мире своих убеждений, а затем это отразится и на устах. Этим и к себе проявит несправедливость, и к другим. Поэтому Коран называет несправедливых к самим себе злодеями, несправедливых к другим тоже называет злодеями, и тот и другой – злодеи, преступившие границы. Иногда эти границы доходят до грани неверия, и человек сам этого не заметит. Иногда рия доходит до границ неверия, а иногда скверные мысли о ком-нибудь доводят до границы неверия. Встречаются ведь и в наши дни такие, которые ходят в мечеть, чтобы провоцировать рознь и вражду между людьми. Они ходят в мечеть, ища способ, чтобы добиться ее закрытия.
У каждого из нас в той или иной мере присутствует су-и зан (скверное предположение о других). Он является результатом отсутствия хороших, позитивных предположений. Но кто бы не придумал эти крамольные мысли, несомненно, их первым изобретателем является Сатана. А на земле всегда остаются его ученики, есть его свита, помощники, его воины, следующие за ним по пятам. Есть у него свои сотрудники и в наши дни. Иногда под видом неверия, иногда под видом лицемерия, иногда облачаясь в зависть, иногда облачаясь в ревность, иногда облачаясь в соперничество, в итоге заставляет людей делать одно и то же, уже сколько столетий!
Какую модель применить в отношении того или иного человека, какое у него слабое место, с какой стороны проще подойти? Такие вещи Иблис знает очень хорошо, его опыт сбивания людей с истины исчисляется тысячелетиями. У него есть верные ученики среди джиннов и людей. Но Всевышний Аллах научил нас противодействию Сатане. Это противодействие-противоядие содержится в Коране:
«И скажи, о Мухаммад: «Господи! Я ищу убежища у Тебя от наваждений, соблазнов и нашептываний шайтанов. И молю Тебя, Господи, отогнать их от меня, чтобы они не загрязняли мою атмосферу своей, чтобы даже духу их не было рядом со мной» (23:97, 98).
Этому нас учит Коран. Перед началом хорошего дела, перед началом чтения Корана мы говорим: «Аузу билляхи мин ашшайтанирражим». Мы прибегаем за помощью к Аллаху от прогнанного камнями шайтана. Чтобы к нашему поклонению и добрым деяниям он ничего не примешал. «Смотри, как красиво я читаю Коран», «в какой прекрасной манере я смог это выразить», «смотрите, у меня эта книга вот так, никогда с рук не сходит». Вводя подобную информацию в наше сознание он старается загрязнить чистые помыслы, чистые дела, он делает свой вброс в положительные вещи.
Есть и среди людей те, кто занимаются вбросом информации или ее обрезанием, да так, чтобы получился совсем другой смысл. Помните, с детства нас учили, что от того, куда поставить запятую, порой зависит судьба человека, как в предложении: «Казнить нельзя помиловать»? Подобным же образом, предположим, вы выступаете против такфира кого-нибудь и говорите: «Не называйте его кяфиром». Если из этих слов вырезать всего две буквы «не», то что получится? Получится совершенно обратный эффект с ужасными последствиями. Или может быть так, что человек говорит что-либо при определенных обстоятельствах в определенном месте. Сдвигая время и место слова эти могут оказаться совершенно неуместными и даже вредными, но всегда найдутся те, кто будут играть на этом.
Ислам нас учит, насколько это возможно, делать о людях хусн уз-зан (предполагать о людях благое). Иногда, для того, чтобы вынести оценку о том или ином человеке, стоит на него посмотреть, изучить его биографию, среду, в которой он живет, мировоззрение этой среды. Посмотреть на систему вероубеждений и на приверженность ей. А давать голословные заключения по одной лишь фразе сказанной в одном лишь месте, либо по одному лишь действию – однозначно является «су-и заном» и грехом.
Священный Коран говорит: «О вы, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (49:12). Обратите внимание, в Коране говорится о «некоторых предположениях». Значит, получается вы можете делать хусн аз-зан, благие предположения там уместны, но вместо этого, зацикливаясь на чем-то вы проявляете су-и зан.
Бесспорно, хусн аз-зан не означает слепое доверие каждому встречному. Как говорят: «Доверяй, но проверяй». Но даже если пятьдесят раз вас подводили, в соответствии с приведенным принципом вы будете проявлять предосторожность, но будете избегать голословной негативной оценки, иначе это может привести к непоправимым последствиям.
В Священном Коране в суре Худжурат есть еще один аят в этом ключе: «О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили» (49:6).
Причиной ниспослания данного аята была история, связанная с племенем бану Мусталик. Наш Пророк (мир ему) одержал победу над этим племенем, они согласились принять Ислам, приняли и выплату закята. И вот, через некоторое время, Посланник Аллаха (мир ему) отправляет к ним одного сподвижника, который еще недавно принял Ислам, по имени Валид ибн Укба. У этого молодого человека в прошлом между его родом и племенем бану Мусталик были плохие взаимоотношения. Были некоторые факторы, которые могли заставить оценить положительные вещи как отрицательные. Сам Валид ибн Укба не имел плохих намерений, но приблизившись к ним он подумал, что своими конями, повозками они собираются на него напасть. Это разбудило в нем воспоминания прошлого: «Они идут, чтобы навредить мне, не будут они платить закят, мне надо срочно вернуться и рассказать об этом Пророку», - подумал он. И он возвращается и рассказывает об этом Пророку. После этого Пророк (мир ему) получает корректирующее откровение. Проверь, оцени, есть ли что-нибудь впереди или позади этого слова? Может быть, что-нибудь не договаривают? Так ли было на самом деле? По-арабски это называется «табйин», выяснение всех обстоятельств случившегося, приведение к ясности, четкости. Такой процесс требует приложения усилий. Тогда Пророк (мир ему) отправляет Халида ибн Валида (р.а.). С наступлением ночи он оправляется туда. Прибывает во время рассвета и видит, что с их крыш доносится азан. Он возвращается и сообщает: «О, Посланник Аллаха, я видел то-то». Тогда стало понятным, что у этих людей не было плохих намерений. Просто человек неправильно понял вопрос. Теперь, если бы Пророк (мир ему) не выяснив сути вопроса собрал бы войско, мол, раз вы так обращаетесь с моим подчиненным, т.е. со сборщиком закята, идете с войском против моего подчиненного, чтобы не платить закят и чтобы убить его. Знаете, чем бы это все закончилось, если бы Пророк (мир ему) не разобравшись пошел войной на бану Мусталик? Из-за этого образовалась бы такая рана, эти люди бы настроились против Ислама и начали питать ненависть, которую невозможно было бы успокоить. Но с божественным предупреждением и дальновидностью Пророка удалось решить проблему без пролития крови, без негативных действий.
Похожие вещи, лишь с некоторыми отличиями в деталях, могут произойти в любое время и в любом месте. В подобных случаях мы обязаны все подробно выяснить, какое-либо дело воспринимать в положительном ключе, насколько только это возможно. И это очень важно, чтобы не допустить нанесения вреда общественной жизни, общим интересам.
Ринат Габбасов