Кому дана мудрость, тому дано множество благ
Всевышний Аллах говорит в Благородном Куръане:
يُؤْتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ ۚ وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْرًا كَثِيرًا ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ
«Аллах дает мудрость, кому пожелает. А кому дана мудрость, тому дано множество благ». «Аль-Бакара / Корова», 2:269
Поэтому человек, которому дана мудрость, стремится получить пользу в этом и ином мире. В хадис-шарифе сказано:
«Превосходство знающего над [только] поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас».
Поскольку Адам ‘алейхис-салям обладал знаниями, Аллах Табарака ва Та‘аля приказал ангелам:
وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ
«Совершите земной поклон Адаму [в знак приветствия и признания его достоинства]». «Аль-Бакара / Корова», 2:34
Первым поклонился Джабраиль ‘алейхис-салям, за ним последовал Микаил ‘алейхис-салям, далее – Исрафил ‘алейхис-салям, а после него – ‘Азраиль ‘алейхис-салям, затем поклонились все остальные ангелы. Всевышний Аллах сказал: «Я оказал почет людям».
За то, что Джабраиль ‘алейхис-салям поклонился первым, Аллах Табарака ва Та‘аля назначил его передатчиком пророкам откровений – вахи. Микаил ‘алейхис-салям получил завет следить за пропитанием.
Исрафил ‘алейхис-салям стал ответственным за возвещение о Судном Дне дуновением в сур. ‘Азраиль ‘алейхис-салям стал тем, кто будет устраивать встречи друзей друг с другом.
Остальные ангелы получили защиту от огня. ‘Азазиль своим неповиновением отдалился от милости Аллаха, был проклят Всевышним Аллахом. Некоторые ученые говорят, что Всевышний Аллах повелел ангелам поклониться Адаму до того, как он назвал имена всех вещей. Всевышний Аллах сказал в Благородном Куръане:
فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِي فَقَعُوا لَهُ سَاجِدِينَ
«А когда Я придам ему нужный облик и вдохну в него от Моего духа [созданного Аллахом и принадлежащего Ему – то есть, оживлю человека], то совершите перед ним земной поклон [в качестве приветствия]». «Аль-Хиджр», 15:29
Что общего у пророка Исы (а.с.) и пророка Адама (а.с.)
Завещание Пророка Адама (мир ему) всему человечеству
Однако большинство ученых говорят, что ангелы поклонились Адаму ‘алейхис-салям только после того, как он назвал имена творений, то есть в порядке, описанном в суре «аль-Бакара».
В одном предании сообщается, что ангелы пали ниц перед Адамом ‘алейхис-салям и не поднимали головы пятьсот лет.
Согласно другому преданию, земной поклон длился сто лет. Подняв головы, они увидели ‘Азазиля не в облике ангела, а джинна. Он горделиво смотрел на Адама.
Ангелы очень обрадовались, узнав о том, что мучения настигнут не их самих. В благодарность Всевышнему Аллаху они поклонились еще раз. Поэтому совершение двух земных поклонов в одном рака‘ате – ваджиб (обязательно).
Всевышний Аллах сказал в Благородном Куръане:
وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَىٰ وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ
«Они поклонились [все], кроме иблиса. Он отказался, возгордился и стал неверующим». «Аль-Бакара / Корова», 2:34
Аллах Табарака ва Та‘аля спросил: «О проклятый, почему ты не совершил земной поклон Моему наместнику?»
قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ ۖ أَسْتَكْبَرْتَ أَمْ كُنتَ مِنَ الْعَالِينَ
«О иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственноручно? Ты [сейчас] возгордился или [и раньше] был высокомерным?» «Сад», 38:75
‘Азазиль сказал:
قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ ۖ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ
«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». «Сад», 38:76
Так как ‘Азазиль решил, что огонь лучше земли, он получил имя Иблис. Значение слова «Иблис» – потерявший надежду на милость Всевышнего Аллаха, отчаявшийся. Цель Иблиса состояла в том, чтобы стать лучше Адама ‘алейхис-салям, но он отчаялся в этом.
Иблис совершил большую ошибку, и это указывает на то, что земля в несколько раз превосходит огонь. Аллах Табарака ва Та‘аля возвеличивает скромных. В хадис-шарифе сообщается: «Скромность земли показывает ее превосходство».
10 уроков мудрости из суры Лукман
«Кысасуль-анбия. История пророков»