Когда наши благие дела достаются чужим людям?
Наш Пророк (мир ему) в один из дней сказал своим сподвижникам: «Хорошенько знайте, что в ахирате нет ни золота, ни серебра, нет ни денег, ни имущества, ни капиталов. Благие дела совершившего несправедливость перейдут на тех людей, кого он обидел. Если у него нет благих дел, то дурные дела обиженных им людей будут возложены на этого человека».
С того дня, когда наш Пророк (мир ему) поднялся на вершину Сафа и предупредил людей: «Знайте же, что я открыто предостерегаю вас от тяжких мучений в ахирате», и до сегодняшнего дня, он призывает нас, а значит и всю умму, еще раз посмотреть, что мы сделали в этом мире, какой капитал приготовили для Судного дня, о котором он предупреждал своих сподвижников.
Одна из основ имана, одно из главных условий, чтобы стать мумином, - это вера в ахират. Необходимо верить в существование вечной жизни после того, как мы покинем этот мир, и готовиться к ней. Мумины верят в существование ахирата, абсолютно, без всяких сомнений. Коран сообщает нам, что последняя жизнь будет еще лучше, еще продолжительней, что нельзя дать себя обмануть соблазнам этого бренного мира.
Наш Пророк (мир ему) говорил: «Я надеюсь предстать перед взором моего Господа, не имея за собой никаких долгов перед рабами Аллаха». Говоря об этом, он указывал и нам быть более внимательными относительно прав других людей. В Судный день Всевышний установит Весы справедливости. В тот день ни с кем не поступят несправедливо. Это будет день, когда не будут приняты никакие оправдания. В тот день ни наши богатства, которыми мы так дорожим, ни любимые наши дети и семья не принесут нам никакой пользы. Но если человек придет к Всевышнему с исполненным жизненным долгом, не нарушив права других людей, выполнив свои обязанности, предстал перед Аллахом с непорочным сердцем, - то поистине, это принесет человеку пользу.
В Кур’ан-Кариме подчеркивается, чтобы в человеческом сознании нашло место стремление к успеху не только в этом мире, но и в ахирате. Поэтому в качестве главной особенности муминов определена их вера, в которой нет места сомнениям, их твердая убежденность. Когда один араб-бедуин поднял с земли полусгнившие человеческие кости и, показав их Посланнику Аллаха, спросил: «Кто же воскресит эти сгнившие кости?»
Наш Пророк (мир ему) ответил ему в согласии с полученным откровением: «Воскресит тот, кто сотворил их в первый раз». Тем бедуинам, которые говорили: «Как же мы будем воскрешены, когда станем прахом?», наш Пророк (мир ему) отвечал: «Поистине, вы будете оживлены Аллахом, который создал вас, когда вас совсем не было».
В связи с этим, одно из названий Судного дня - "Йаумуль-Хашр", то есть День сбора, когда люди выйдут из-под земли, восстанут из могил, в которых находились. И это будет "Йаумуль-Ба’с" - День воскрешения после смерти, в который многие не верили, многие не брали во внимание и с небрежением продолжали жить в этом мире, не обращая внимания на права других людей, права Всевышнего, права общества, попирая права животных и растений, а также других существ. Эти люди живут только сегодняшним днем, ничего не готовят для будущей жизни и встречают смерть с пустыми руками. Вот о таких людях предупреждает нас Посланник Аллаха. «Я надеюсь предстать перед взором моего Господа, не имея за собой никаких долгов перед рабами Аллаха», - говорил наш Пророк (мир ему).
А вот что он сказал в своей Прощальной хутбе, давайте вспомним: «К кому я был несправедлив, вот моя спина, пусть подойдет и ударит. У кого я забрал его добро, вот мое добро, пусть придет и заберет». Поэтому если у кого-то остались перед кем-то долги, тот пусть до своей смерти придет к нему и вернет долг или попросит его простить. Иначе в ахирате расплата за это будет тяжелой. Если у него были благие дела, то они перейдут на того человека, которого он обидел. А если у него не окажется достаточное количество благих дел, чтобы расплатиться, тогда грехи обиженного им человека перейдут на него.
Посланник Аллаха (мир ему) однажды спросил у сахабов: «Знаете ли вы, кто такой муфлис, обанкротившийся». Сахабы сказали: «По нашему мнению, муфлис, то есть человек, понесший убыток, - это тот, у кого ничего не осталось: ни имущества, ни денег». Посланник Аллаха (мир ему)сказал: «Нет, это не так. По-настоящему понесшим убыток в Судный день окажется тот, кто жил на земле, исполняя свой долг, кто совершал намаз, соблюдал пост, отдавал закят, однако бранил того и другого, клеветал на других, говорил неправду, покушался на чужое добро, нарушал права людей.
У этого человека будут отняты савабы его благих дел, совершенных им молитв, и отданы тем, чьи права он нарушил. Из совершенного им на земле поклонения не останется ни одного саваба, воздаяния, ничего хорошего. Более того, на него будут возложены грехи тех, чьи права он нарушал, кого он бранил, оклеветал, обманывал, на чье имущество покушался. Так он будет брошен в Огонь. Вот он и есть настоящий муфлис, понесший убыток».
«Йа Рабби! Верни нас обратно на землю, там мы совершим праведные поступки, исполним свой долг перед Тобой, будем соблюдать права людей», - станут просить эти люди, но подобные просьбы не возымеют никакого действия. Права рабов Аллаха - из тех прав, которые мы не считаем такими уж важными. К сожалению, наши поиски оправданий относительно этих прав, несоблюдение их - это отдельная рана для каждого из нас. Именно поэтому наш Пророк даже в Прощальной проповеди говорил: «Не посягайте на права и свободы других и не будут нарушены ваши».
Когда мы говорим о правах рабов Аллаха, вовсе не имеется в виду только неприкосновенность чужого имущества. Грубое обращение с человеком, неуступчивость во время движения на улице, причинение беспокойства вашему соседу, создавая шум, а еще оскорбление людей в Интернете, в социальных сетях, вплоть до вброшенных вами негативных твиттов - все это входит в число нарушений человеческих прав. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы предстать перед взором Всевышнего, не оставив после себя неоплаченных долгов, обиженных вами людей.
Всевышний Аллах - Всепрощающий, Милостивый и Милосердный. Его милость превзошла Его наказание. Его милосердие всеохватно. Однако нарушенные права людей Он оставляет за пределами Своего милосердия. И за такое беззаконие человека ждет особое наказание от Всевышнего, поскольку это особый грех. Поэтому до того, как предстать перед Милосердным, необходимо добиться прощения от всех, кого ты обидел в этом мире.
Как счастлив тот, кто соблюдает права людей, кто отдает свою душу, не нарушив ничьих прав, как говорил наш Пророк. Если мы невольно нарушили чьи-то права, вернем ему долг, попросим у него прощения. Если обладателя этих прав уже нет, тогда отплатим добром его наследникам. Если их тоже не найдем, то раздадим за них садака, окажем благодеяние, прочитаем за них дуа. Да будет суждено нам быть из таких людей.
Islam-Today