«Когда бедность дошла до совершенства, она есть Аллах...»
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 154. Разъяснение качеств бедняка (факир), у которого ни в ком нет нужды
Сказал Пророк: «[Когда] бедность дошла до совершенства, она есть Аллах» (тамма-ль-факр фахувва-Ллах [130].
Прими это предание от того Царя царей.
Стань тех слов покупателем,
Искателем той киблы тайн стань.
Всякий бедняк, который стал ведать об Аллахе,
Оставил рабство и царём стал.
Посему удивительным творением является тот [муж] великий,
Не ведают о тайне его ни румиец, ни тюрок.
Киблой того мира тайн он является,
Нет у него другой киблы, о друг!
Он подобен солнцу, а не пылинке,
Он океан (мухит), а не подобен капле.
Толкование его превыше и лучше [всего] этого,
Свободен он от неба и земли.
Посему, все частями его являются – и избранные, и простой люд,
Дервиш не иначе, как таковой – вот и все!
_________________________________
130 - Абу Бакр Каландар приводит под видом хадиса популярное в суфийской среде высказывание: «Когда бедность дошла до совершенства, она есть Аллах», то есть верующий достигает чистого единобожия (таухид) лишь в полной нищете или ощущении своего бессилия и нужды в Аллахе, потому что пелена между человеком и Аллахом спадает, когда раб больше не считает себя владельцем ни одной вещи (Хайдар аль-Амули. Тафсир аль-мухит аль-а’зам. Т. 2. С. 431).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.