Каково положение тех, кто обожествляет свои желания?
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (Сура «Джасия», аят 23)
Человек по своей природе имеет склонность к земным благам. Как и любой человек, мы, верующие, тоже хотим жить долго и счастливо. Однако мы помним ограниченность земной жизни, знаем и верим, что лишь в ахирате нас ждет бессмертие и вечное существование. Чтобы заслужить вечное счастье в ахирате, необходимо в земной жизни уметь обуздывать наши желания и страсти, не выходить за пределы допустимых шариатом границ. Неограниченность желаний и потребностей не приносят человеку счастья, а рождают лишь чувство ненасытности и в конечном счете приводят к нервозности и беспокойству. Наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о неиссякаемости человеческих желаний: «Даже если у человека будет долина, наполненная золотом, он захочет вторую. Только земля (смерть) может насытить его желания. Аллах примет покаяние кающегося» (Муслим, “Книга закята”, 117).
Согласно исламу, человек не должен становиться пленником своих страстей и желаний. Он должен уметь контролировать свои желания. Только таким путем он сможет добиться счастья. Как говорится, надо уметь довольствоваться малым. Если мы научимся контролировать наши желания, мы сможем радоваться даже в том случае, когда нам не все удается сделать так, как нам этого хотелось бы. Ведь счастье зависит и от нашего осознания того факта, что человек отнюдь не обладает ничем не ограниченной свободой.
Обреченность следовать бесконтрольному аппетиту своих страстей, в сущности, означает потерю человеком своей свободной воли и предание себя на волю случайных прихотей и инстинктов. В таком положении человек может, сам того не подозревая, стать одним из тех, про кого в аяте сказано: «Кто обожествил свою прихоть». Далее в аяте о таком человеке говорится, что он впал в заблуждение в вопросе о единстенности Аллаха. И поэтому Аллах запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Ведь признавать единственность Аллаха (таухид) означает не поклоняться никому и ничему, кроме Него. Таухид также означает отдавать предпочтение исполнению повелений и запретов Аллаха, а не собственным прихотям. Если такой человек доходит до обожествления своих желаний, значит он закрыл на правду глаза и не хочет слышать истину. Теперь раскрыть его сердце, его сознание не сможет никто, кроме Аллаха. А чтобы надеяться на помощь Аллаха, ему нужно перестать слепо следовать за своими страстями, проявить волю и вырваться из плена своей прихоти.
Нужно обратить внимание на предупреждение, которое содержится в аяте: «Неужели вы не помянете назидание?» В связи с этим даже верующие должны трезво смотреть на опасность обожествления своей прихоти, поскольку человек создан способным творить и добро, и зло. Все свои желания и аппетиты нужно держать под контролем, уметь их обуздывать. Путь к достижению этого лежит через обращение к Аллаху, соблюдение Его предписаний и запретов и пожелание помощи от Него. Нельзя забывать, что запечатывание слуха и сердца, покрытие глаз покрывалом напрямую связаны с нашими собственными действиями.
Необходимо иметь в виду, что наши желания и устремления должны иметь определенные границы. И эти границы установлены повелениями и запретами Аллаха.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.