Какова роль Пророка Исы (Иисуса) в исламском вероучении?
В представлениях большинства людей личность пророка Исы-Иисуса Христа прочно связывается с христианством, точно так же как пророк Мухаммад (мир ему и благословение) с исламом, Моисей с иудаизмом или Будда с буддизмом. Это достаточно поверхностное представление очень далекое от реальности.
Но образованные мусульмане, знают, что это далеко не так. Ислам признает практически всех пророков, которые также почитаются как в христианстве, так и в иудаизме. И пророк Иса (а.с.) - это второй по значению пророк, для мусульманской уммы после самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который и стал основоположником ислама.
Оснований для особого почитания личности Исы (а.с.) в исламе две.
- Во-первых, пророк Иса (а.с.) - это предпоследний посланник Аллаха, явившийся к людям (последний как известно это пророк Мухаммад (мир ему).
- Во-вторых, пророк Иса (а.с.) это единственный из посланников который два раза явится к людям. Второе пришествие пророка Исы (а.с.) на Землю состится в Судный день, для того чтобы противостоять Даджалю (Антихристу) и спасти души праведных.
Есть достаточные основания утверждать, что Иса (а.с.) наряду с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) занимает ключевую позиции среди остальных посланников Бога.
В Коране пророк Иса (а.с.) упоминается 25 раз. Аналогичного внимания в Священном Писании был удостоен только первый из людей и пророков Адам (а.с.). «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!». - и тот возник». (Сура 3: 59).
Главной целью его появления, было подтверждение истинности прежних божественных посланников.
«А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О сыны Исраила (Израиля) Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня». (Коран, Сура 61:6).
Пророку Исе (а.с.), как позднее и пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было дарованы божественные откровения в форме Священного писания. «Мы даровали ему Инджиль (Евангелие), в котором было верное руководство и свет - которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных» (Сура 5: 46).
Но после того, как пророк Иса (а.с.) покинул Землю, а его ученики умерли, Евангелие было неоднократно переписано (что подтверждают и христианские источники) и ее подлинный смысл был в итоге утерян.
В отношении Исы (а.с.), в Коране употребляются несколько равнозначных наименований: Масих (мессия, помазанник), Слово Аллаха, Раб Божий, Знамение, Милость. Имя «Слово от Аллаха» употребляется в Коране только лишь в отношении Исы (а.с.). Аллах, сообщает матери Мариам имя будущего дитя ещё до его появления на свет. В то время как все люди получают своё имя от своих родителей, Иса получает имя напрямую от Бога: Аллах нарёк его Словом от Себя, даровав ему имя «Иса, Мессия». Это одно из ясных знамений того, что пророк Иса (а.с.) был рождён творением, отличным от иных людей. В Исламе, как и в христианстве признается непорочное зачатие матери Исы (а.с.) – Марьям, что опять таки говорит об исключительности пророка Исы (такого появления на свет среди других пророков более не было).
В Коране (как впрочем и в Библии), говорится о совершенных пророком Исой (а.с.) чудесах. Во время своих проповедческих странствий вместе с 12 учениками, он исцелял больных, слепых и даже умерших. В Коране даже приводятся подтверждения евангельского рассказа о совместных трапезах прока Исы (а.с.) с его учениками, когда Всевышний даровал им пищу с небес. «И когда сказали апостолы: » Иса (Иисус), сын Марьям! Сможет ли твой Господь ниспослать трапезу для нас с небес?» Воскликнул Иса: «Побойтесь Бога, если вы верующие!» Они сказали: «Мы хотели бы отведать трапезу и успокоить наши сердца, мы узнаем, что ты сказал нам правду, и мы будем свидетелями этого [Божественного чуда]». Иса, сын Марьям, взмолил: «О Аллах Господь наш! Пошли нам трапезу с небес, которая станет праздником для первых из нас и последних и будет знамением от Тебя. Даруй нам, ибо Ты — лучший из дарующих!» Сказал Господь: «Я ниспошлю ее вам, но кто из вас после этого откажется от веры, того Я накажу так, как никого еще ранее не наказывал!» (Сура 5:112–115).
Пророк Иса (а.с.) - единственный из пророков, кто снизойдёт к людям два раза. Помимо Корана, об этом неоднократно упоминал и посланник Аллаха пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего). В одном из хадисов Абу Хурайры (р.а.), пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Клянусь тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марьям сойдет к вам как судия справедливый. Он разобьет кресты, убьет свиней, отменит налог с иноверцев и настолько умножит богатство, что никто уже не будет желать его. И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нём».
Главные отличия во взглядах на судьбу Исы (а.с.) в исламе и в христианстве заключаются в следующем: во-первых, в исламе отрицается божественное происхождение Исы (а.с.).
Пророк Иса (а.с.) несмотря на появление его на свет по воле Аллаха, не является ни сыном Создателя, ни тем более самим Богом. В Коране по этому поводу четко сказано. «Не веруют, что т те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам» (Сура 5:19). И в приведенной выше Суре о сравнении Исы (а.с.) и Адама (а.с.), подчеркивается что Создатель сотворил его, как и первых людей, исключительно по своему желанию из земного праха. То есть пророк Иса (а.с.), такой же человек как и остальные пророки и люди.
Во-вторых, согласно Корану, пророк Иса (а.с.) не был распят на кресте, а Всевышний забрал его к себе. «… и сказали (иудеи): «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его». (Сура 4:157). «О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый».(Сура 4:158)
Также в Коране отрицается роль Исы (а.с.) как искупителя человеческих грехов. В Коране по этому поводу говорится: « Ни одна душа не понесет чужого бремени (греха)» (Сура 39:7). То есть никто – ни пророк, ни человек не может и не должен нести наказание за другого человека.
Но пожалуй, свою главную роль пророк Иса (а.с.) должен сыграть во время Судного дня, когда он придет на помощь верующим и победить Даджаля (Антихриста). Но это уже тема для отдельного разговора.
Ильнар Гарифуллин