Какое дерево содержит в себе божественные тайны?
Выражение «Сидрат аль-Мунтаха» состоит из слов «Сидрат», который обозначает в словаре «приятное тенистое дерево, которое именуют аравийской черешней», и «Мунтаха», и вместе эти слова обозначают «лотосовое дерево, которое находится на самой предельной точке». Терминологически это выражение обозначает положение или дерево, которое содержит в себе божественные тайны, и посланник Аллаха (с.а.с.) увидел его во время Ночи Вознесения.
Словосочетание «Сидрат аль-Мунтаха» употребляется в Благородном Коране только один раз в аяте:
«Он [Мухаммад] уже видел его [Джабраиля] в другой раз у Сидрат аль-мунтаха, возле которого находится Рай – пристанище [ангелов и верующих праведников]» (Ан-Наджм,13-15).
В следующем аяте Всевышний Аллах говорит, подразумевая Сидрат аль-Мунтаха:
«[Мухаммад увидел Джабраиля] Когда Сидрат покрыло то, что его покрыло» (Ан-Наджм, 16).
Касательно словосочетания «Сидрат аль-Мунтаха» было выдвинуто две точки зрения:
1. Согласно более общепринятому мнению, Сидрат аль-Мунтаха – это дерево на небесах, которое обладает божественными тайнами, рядом с которым находился посланник Аллаха (с.а.с.) во время Ночи Вознесения. Так как аяты суры «ан-Наджм», в которых это словосочетание употребляется, связаны с Вознесением посланника Аллаха (с.а.с.).
Согласно мнению большинства, посланник Аллаха (с.а.с.) в Ночь Вознесения увидел ангела Джабраиля (а.с.) в его оригинальном образе около дерева Сидрат аль-Мунтаха. Сидрат аль-Мунтаха овеян светом Всевышнего Аллаха и окружен ангелами и другими неизвестными созданиями» [Фахруддин ар-Рази, «Тафсир аль-кабир», 28/253].
По поводу названия «Сидрат аль-Мунтаха» существуют различные точки зрения. Отдельная группа ученых считает, что это – крайний предел Рая, там окончательное оформление принимает (принимаются решения) все, что восходит снизу вверх и снисходит сверху вниз, все сведения о созданиях располагаются там, это место остается неизвестным и неизведанным для всех творений Всевышнего Аллаха [«Тафсир аз-Замахшари», 6/48; «Тафсир Куртуби», 9/95].
Имам Табари говорит, что все мнения о значении «Сидрат аль-Мунтаха» в тафсирах вышеупомянутых аятов суры «ан-Наджм» являются приемлемыми частично или абсолютно с точки зрения смысла выражения, так как по этой теме отсутствуют исчерпывающие предания [«Тафсир ат-Табари», 13/53].
Все точки зрения сходятся в одном: Сидрат аль-Мунтаха обозначает предел, границу. Все единодушны во мнении, что это – крайний предел, который не могут пройти ни великие ангелы, ни пророки, кроме посланника Аллаха (с.а.с.), и самая предельная граница знаний творений Всевышнего Аллаха.
Согласно общепринятому убеждению, посланник Аллаха (с.а.с.) вместе с ангелом Джабраи лем (а.с.) достиг Сидрат аль-Мунтаха и ему (ангелу) было отказано в движении дальше, он продолжил путь с Рафрафом [«Тафсир ат-Табари», 24/209].
2. Так как корень слова «Сидрат» происходит от масдаров «садар», «садара» в значении «удивление», иногда этому слову придавали значение как «самое великое удивление».
Несмотря на то, что Сидрат аль-Мунтаха – это специфическое дерево в конечной точке Рая, как указано в хадисах, или как место крайнего удивления, люди не смогут познать его сущность из-за ограниченности своего мышления. Самое лучшее в этой ситуации, оставить познание тайны его сущности и места в ведение Всевышнего Аллаха, так она даже недоступна пониманию ангела Джабраиля (а.с.) и относится к неизведанному миру.
Посланник Аллаха (а.с.) упоминал Сидрат аль-Мунтаха, когда рассказывал о событии Вознесения.
По этому поводу передается от Малика ибн Са‘са‘а (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Затем Джабраиль (а.с.) вознесся со мной к седьмому небу и попросил открыть ворота. Его спросили: «Кто это?» Он ответил: «Джабраиль». Его спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». Его спросили: «А за ним посылали?» Джабраиль (а.с.) ответил: «Да», – и тогда было сказано: «Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!» Когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джабраиль (а.с.) сказал: «Это – твой праотец, поприветствуй же его!» – и я поприветствовал его, а он ответил на привет ствие, после чего сказал: «Добро пожаловать праведному сыну и праведному Пророку!»
Затем я был вознесен к Сидрат aль-Мунтаха, и оказалось, что плоды его подобны кувшинам из Хаджара, а его листья – слоновьим ушам. Джабраиль (а.с.) сказал: «Это – Сидрат aль-Мунтаха». И оказалось, что там текут че тыре реки, две из которых невидимые, а две – видимые. Я спросил: «Что это за реки, о Джабраиль?» Он ответил: «Не видимые реки – это две реки, текущие в Раю, а две видимые, то это – Нил и Евфрат» [Аль-Бухари, Фадаиль ас-сахаба: 71, №3674, 3/1410].
Также о Сидрат аль-Мунтаха передает дочь Абу Бакра ас Сиддыка (р.а.) Асма (р.а.): «Посланнику Аллаха (с.а.с.) рассказали про Сидрат аль-Мунтаха. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Всадник будет прогуливаться под тенью его ветвей в течении ста лет. Там есть ложи из золота, а плоды его подобны кувшину» [Тирмизи, Сыфат аль-джаннат: 9, №2541, 4/680].
Автор: Islam Today