Как праздновали Курбан-байрам в Османской империи?
Курбан-байрам, также известный как Ид аль-Адха, является вторым по значимости праздником в исламском мире после Ураза байрама, также известного как Ид аль-Фитр.
Праздник отмечается в память о готовности пророка Ибрахима (а.с.) по велению Всевышнего принести в жертву своего сына. Пророк Ибрахим (а.с.), известный в библейской традиции как Авраам, поклялся, что, если у него будет сын, то он будет готов принести его в жертву ради Аллаха.
Когда у него родился сын, он вспомнил об этой клятве во сне. И Ибрахим (а.с.), и его сын согласились сдержать этот обет несмотря на то, что шайтан пытался им помешать. Своей готовностью принести в жертву своего сына пророк Ибрахим (а.с.) показал свою верность Всевышнему, за что был вознагражден. Всевышний ниспослал ему с небес барана, и пророк принес его в жертву вместо своего сына.
Позже часть жертвенного животного пророк Ибрахим и его семья оставили себе, а другую часть раздали бедным. Вот почему мусульмане традиционно приносят в жертву животных во время Курбан-байрама, а этот праздник также называют Праздником жертвоприношения. В этой статье мы вам расскажем о том, как это событие праздновалось в Османской империи.
Актуально! Читайте также: Курбан-байрам: адабы приема гостей
Во время мусульманских праздников в султанском дворце и среди простого народа проводились особые церемонии, которые занимали важное место в культурной жизни Османской империи.
Во дворце проводилась праздничная церемония приветствия султаном, которая называлась «Муайеде Алайы». Это была самая важная церемония в султанском дворце после церемонии Джюлюс, знаменующей переход престола к новому султану.
В Османской империи церемонии, посвященные мусульманским праздникам, были важны не только с религиозной точки зрения, но и с точки зрения демонстрации величия династии Османов.
Дело в том, что в те времена власть измерялась не только военной мощью, но и великолепием дворцов, и роскошными публичными церемониями.
В Османской империи правила и порядок официальных церемоний определялись Сводом законов Мехмеда Завоевателя (Фатих Кануннамеси). С очень небольшими изменениями этот Свод действовал достаточно долгое время.
До середины XIX века церемония празднования Курбан-байрама проводилась султанами во дворце Топкапы, а с 1867 года в Большом церемониальном зале во дворце Долмабахче, за исключением двух церемоний, проводившихся во время правления султана Абдулхамида II во дворце Йылдыз.
За день до праздника, в так называемый день Арафа, во втором дворе дворца Топкапы проводилась особая церемония. К Воротам Благоденствия выносили трон султана, здесь он принимал высокопоставленных чиновников и обменивался с ними приветствиями.
Султан сам выбирал себе мечеть для праздничного намаза, обычно это была Айя София или Голубая мечеть. У султанов было принято совершать утренний предпраздничный намаз в Зале святых реликвий, где хранятся принадлежащие Пророку (с.а.с.) и его близким сподвижникам вещи.
Затем султан верхом на красивом скакуне отправлялся в мечеть на праздничный намаз. Упряжь лошади заранее украшалась золотом, жемчугом и драгоценностями. После праздничного намаза у Ворот Благоденствия начинались официальные праздничные поздравления султана и высших государственных чиновников.
Овец, приготовленных для заклания от имени султана, сопровождали специально одетые слуги. А мясо принесенных в жертву животных отправляли в медресе, школы и нуждающимся.
Праздничные дни в Османском государстве объявлялись выходными. Обычно перед праздником офицерам и госслужащим выплачивалась надбавка к заработной плате.
В эти дни солдатам раздавали сахар, баранину, халву и пахлаву, а полицейским – дарили фески. Также в первый день праздника заключенным в тюрьмах раздавали халву, а некоторые из заключенных, отбывших две трети срока наказания, освобождались по случаю праздника.
Интересное: Как правильно совершить жертвоприношение?
Автор: Дамир Гайнутдинов